С отъездом множества профильных специалистов IT сферы и маркетинга, посредством тихого найма компании пытаются повысить свою производительность. Что это — существенная проблема для сферы интернет-маркетинга, или шанс реинвестировать в существующих сотрудников?
В разгар постпандемической культуры выгорания многие недооцененные и измученные сотрудники начали делать минимум рабочих обязанностей, чтобы экономить силы и сохранить свое психическое здоровье. В нашей стране к и без того тяжелым настроениям после ковида прибавились и другие причины для депрессии и снижения трудоспособности людей. Помимо этого, множество ценных кадров покинуло пределы страны и перешли на удаленку. При этом увольнять низкоэффективных сотрудников стало невозможно по причине того, что их итак во многих нишах стало не хватать.
Чтобы справиться с сокращением бюджетов и прекращению найма новых квалифицированных сотрудников, в практику вошел, так называемый, тихий или спокойный найм.
Спокойный найм — это последняя тенденция, когда компании пытаются повысить свою производительность, заставляя нынешних сотрудников брать на себя роли, выходящие за рамки их должностных обязанностей, чтобы избежать найма большего количества людей. Компании, которые практикуют тихий найм, также склонны нанимать контрактных или временных сотрудников для выполнения дополнительных задач без необходимости платить кому-то полную заработную плату.
Хотя это, конечно, не новая концепция, она приобрела большую популярность в постпандемическом мире.
Однако является ли тихий найм проблемой в отраслях с ограниченными ресурсами, таких как реклама и маркетинг? Казалось бы, ответ большей частью лежит в подходе. С одной стороны, переложить на интернет-маркетолога и копрайтинг, и создание иллюстраций, настроку поисковой рекламы и еще десятки функций теоретически можно. Да, чаще всего он будет справляться хуже, но общее понимание об этих видах деятельности имеет. Однако, в результате это будет менее эффективно и даже дороже, чем аутсорс у профильных специалистов.
Технологии и инструменты развиваются быстро, чтобы их освоить на должном уровне требуется время и опыт, а также, подчас, специальное небесплатное обучение. И даже при этом человек-оркестр будет ограниченно эффективен и вряд ли добьется таких же впечатляющих результатов в каждой из сферы приложения усилий, как профильный специалист. Но это отнюдь не значит, что в данной нише совершенно нельзя применять тихий найм. Так визуальные дизайнеры вполне могут переквалифицироваться в дизайнеров пользовательских интерфейсов, главное развивать близкие компетенции.
Существует тонкая грань между развитием новых компетенций и эксплуатацией. Чтобы тихий найм в интернет-маркетинге и digital был действительно успешным, обеим сторонам необходимо установить четкие ожидания и границы в отношении рабочей нагрузки и сроков.
Для работодателей экономия на найме и адаптации новых кадров благоприятна в кризис. Что касается сотрудников, это позволяет им развивать свои навыки, повышать свой опыт и продвигаться по карьерной лестнице в агентстве, сохраняя при этом гарантии занятости и уровень зарплаты даже в кризис.