Каким образом за два дня разобраться в «теме», если продукт не потрогать и не увидеть в действии? Где брать идеи для вдохновения, как не выгорать на «удаленке» и написать более 1000 отзывов для одного бренда, чтобы каждый последующий был оригинальным и непохожим? Об этом мы поговорили с копирайтером и специалистом по скрытому маркетингу GreenSMM Алиной Майоровой.
GreenSMM: Расскажи свою историю прихода в рекламный бизнес. Как началась твоя карьера?
АЛИНА: После ВУЗа я два года работала заведующим редакции в книжном издательстве. Тогда же участвовала в продвижении книг своей редакции, и впервые в практике нашего издательства стала делать рекламные вклейки в учебниках. В 2009 году эта идея была вовсе неочевидной и даже несколько вызывающей.
Объяснила директору издательства, что это неплохая возможность покрыть до 20% расходов на предпечатную подготовку книги, затем нашла тех, кому было бы интересно купить такую рекламу. Сформулировала УТП (само понятие узнала много позже): учебники читают будущие специалисты, которые проникнуться «брендом» еще на студенческой скамье, к тому же обновляют учебники библиотеки ВУЗов раз в 10 лет, то есть тираж всего в 1-2 тысячи экземпляров целых 10 лет будет охватывать будущих специалистов во всех российских ВУЗах. Так что моя рекламная и маркетинговая деятельность началась сразу с практики.
Работа в издательстве приучила быстро разбираться в огромных объемах малознакомой информации (трудно одинаково хорошо ориентироваться и в рукописи по генетике, и в практикуме по пиломатериалам), подбирать экспертов для оценки качества литературы, общаться с лидерами мнений, писать рецензии, статьи в журналы.
GreenSMM: А как ты занялась интернет-маркетингом? Училась ли ты где-то специально или получала свои знания опытным путем?
АЛИНА: Еще работая в издательстве, я нашла подработку – писала SEO статьи для рекламного агентства. Потом ушла на фриланс полностью. Спустя полгода владелец GreenSMM Антон Пугаченко предложил попробовать написать сценарии для скрытого маркетинга для туристического оператора (название первого клиента помню, но не расскажу). Тогда гонорар за это тестовое задание показался просто космическим – меньше, чем за неделю «на удаленке» я получила столько же, сколько за месяц в издательстве. А главное, мне очень понравилось это занятие. Я вообще люблю тексты: писать, читать, сочинять. Вопрос о выборе профессии на ближайшие годы был решен.
GreenSMM: На чем ты специализируешься в SMM сейчас?
АЛИНА: Обобщу, сказав, что это копирайтинг: отзывы, скрытый маркетинг, статьи, блоги, ведение соцсетей. Одно время писала статьи в журналы, сейчас больше внимания уделаю корпоративному блогу. В статьях стараюсь, по возможности, делиться собственными идеями и мыслями, хотя невозможность обнародовать названия брендов, скриншоты статистики и внутреннюю кухню работы накладывает свой отпечаток. Приходиться балансировать между практической ценностью материалов и ответственностью перед заказчиками. В меньшей степени в мои должностные обязанности входит настройка таргетированной рекламы ВКонтакте и работа с лидерами мнений.
GreenSMM: Как тебе удается совмещать работу над разными клиентскими проектами, ведение е-мэйл рассылки агентства, плотный график тренировок (мы знаем, что ты не просто увлекаешься единоборствами, но в качестве хобби занимаешься тренерской деятельностью)? Расскажи про свою систему работать в режиме многозадачности и не терять продуктивность.
АЛИНА: В среднем, в месяц я веду 4-6 проектов разной тематической направленности. Это позволяет поддерживать свою квалификацию, не отставать от динамично развивающегося рынка SMM-услуг и не так сильно уставать. Лучший отдых – смена деятельности, поэтому рутинные задачи предпочитаю комбинировать с творческими.
На счет распорядка – он подчинен тренировкам и изменчивой «музе». Как правило, с утра мне лучше пишется, поэтому я завтракаю, сажусь на несколько часов за компьютер – в это время рождаются самые креативные статьи и контент-стратегии, затем иду в боксерский зал тренировать учеников, а через два часа по возвращению перехожу к более механическим процессам: размещаю согласованные тексты, создаю иллюстрации, отвечаю на почту, проверяю клиентские аккаунты. После того, как пульс и мысли приходят в норму, опять принимаюсь за креатив. Затем вечерняя тренировка, на этот раз для себя. Если вечером нет тренировки, как-то организую досуг за пределами дома и подальше от ноутбука.
Для ряда людей физическая активность является крайне важной составной частью творческой реализации, я из их числа. Мураками написал целую книгу про то, что как марафонский бег помогает «проветрить голову» писателю. Я, конечно, не прозаик, но с именитым японцем согласна.
В среднем за месяц я пишу порядка 30 больших статей (информационные для клиентов, скрытую рекламу, обзоры, развернутые отзывы, статьи для блога) и еще сотню небольших заметок (посты в соцсети, короткие отзывы). Поэтому копирайтинг занимает 70% рабочего времени.
Чтобы ничего не упускать из вида использую планировщик Todeist: записываю все задачи на конкретные дни в порядке важности, а все дела, которые могу сделать за 2 минуты – делаю сразу. В периоды прокрастинации или острого отсутствия желания работать (да, бывает, особенно когда клиенты утвердившие темы, затем просят переписать заново весь контент-план с формулировкой «потому что») – завожу таймер Pomodoro на 20 минут, обычно на 10й впадаю ловлю рабочее настроение. Если нет, признаю свое поражение и иду заниматься чем-то другим. Насилие противоестественно творчеству.
GreenSMM: Поговорим о мотивации. Трудно ли работать на фрилансе, без офиса в течение 9 лет, когда ты сам должен организовывать время работы, следить за тем, чтобы ее качество не падало? Как ты поддерживаешь свою внутреннюю мотивацию?
АЛИНА: На эту тему написала целую статью в наш корпоративный блог «Мотивация SMM-специалистов«. Советую к прочтению всем, не только интернет-маркетологам, но и их руководителям. Повторяться не буду, скажу лишь, что со временем у меня сложился плавающий распорядок дня, полностью совместимый с моей биологией: работаю 6 дней в неделю, но при этом никак не ограничиваю себя по времени и формату. Часто придумываю отзывы на прогулке, забивая их в блокнот на телефоне, а затем лишь редактируя дома. Или читаю книги и составляю тезисы статей на скамейке в парке. Отсутствие гиперопеки и короткого поводка со стороны руководителей и коллег для меня важно. Какая разница, как и в каком часу ночи ко мне приходят идеи, которые покупают заказчики, — для этого вовсе не требуется с 10 до 18:00 сидеть в офисе в окружении часто мало совместимых людей и невозможности разгуливать в пижаме.
GreenSMM: Как ты приобретаешь новые знания по SMM? Есть ли специалисты, на которых ты равняешься?
АЛИНА: Сам по себе интернет-маркетинг для меня — это сочетание личных талантов и навыков (от умения складывать слова в предложения, развитого вкуса и воображения до широты кругозора и базового уровня образования) и освоение технических инструментов вместе с возможностью и желанием быстро их обрести в случае необходимости.
Не считаю нужным заканчивать SMM-курсы: классического гуманитарного или технического образования и желания развиваться может быть достаточно. Главное, чему нужно научиться в ВУЗе, – обрабатывать информацию и делать на ее основе корректные выводы. Прочитать мануал рекламного кабинета Facebook или особенности настройки видеорекламы в YouTube вы сможете и без прослушивания лекций годами и получения «корочек».
Профильные конференции я просматриваю, правда всегда онлайн, с возможностью увеличить скорость воспроизведения записи. Так можно получить не только свежие актуальные здесь и сейчас знания лидеров индустрии, но и сэкономить время на несодержательные и откровенно слабые доклады.
Профильная литература полезна, но лишь как возможность подчерпнуть 1-2 интересных факта или парочку и без того известных идей на всю книгу. В таких книгах больше другого мое внимание привлекает список источников, в том числе, отсылки к западным авторам и ссылки на исследования и кейсы, – в нем может скрываться настоящий кладезь знаний.
Стоит учитывать, что предпечатная подготовка традиционной книги занимает год-полтора, так что открыть Америку в книгах по интернет-маркетингу не получится, — многое уже устарело и заросло паутиной. А вот читать книги по психологии, классическому маркетингу, социологии, статистике, теории игр, экономике и различный «научпоп» рекомендую настоятельно: все эти знания, объясняющие поведение и взаимодействия людей, современные тренды, предпочтения и заблуждения обязательно пригодятся в работе SMM-специалиста.
Что до «коллег по цеху» – кумиров нет, но деятельность некоторых трудно не заметить. Приглядываюсь, откровенно завидую тем, у кого хватает сил и энергии на создание профкомьюнити и информационного фона вокруг собственной персоны. В этом смысле, я босой сапожник: каждый год задумываюсь, что пора бы уже вылезти из сумрака, но меня хватает на пару статей в журналах о рекламе, а потом опять новые заказы, дедлайны, отчеты, — и откладываю этот проект до «потом».
GreenSMM: Правда ли, что для одного бренда ты написала уже более 1000 отзывов всего о трех продуктах?
АЛИНА: Да. Это лишь кажется неподъемной задачей, но мы сотрудничаем с брендом уже не один год, в месяц получается чуть больше 50 отзывов. Не скажу, что это написать такой объем просто, но есть свои лайфхаки. О них я планирую рассказать в рамках открытых лекций для студентов Кафедры новых медиа и связей с общественностью НГУ уже этой осенью, о чем обязательно напишу в отдельной статье. Так что оставлю небольшую интригу.
GreenSMM: Что ты можешь посоветовать для тех, кто хочет сделать карьеру в SMM или стать профессиональным копирайтером?
АЛИНА: Первый — не тратьте деньги на курсы «SMM для домохозяйки за две недели с гарантированным доходом *** рублей за первый месяц». Когда обнаруживаю в своей новостной ленте рекламу этих горе-тренеров, у меня возникает всего два вопроса: почему я это вижу, если вы умеете настраивать таргетированную рекламу, и почему вы учите, если не умеете?