Мотивация SMM-специалистов

animation (3)

Как поддерживать мотивацию сотрудников, задействованных в длительных проектах, результат которых нельзя «пощупать руками» или целиком отследить? Как избежать выгорания специалистов на фрилансе и тех исполнителей, кто контактирует с заказчиком через ряд проект-менеджеров, не получая позитивного подкрепления в виде обратной связи?

Вопрос мотивации особенно актуален для:

— Тех, кто приходит в проект не с нуля, подхватывая чужие алгоритмы и скрипты, не всегда разделяют правильность тех или иных решений и не чувствуют в должной мере своей значимости.

— Для сотрудников рекламных агентств – где проекты дробят так, что единый целостный продукт виден лишь руководящему составу. Это можно сравнить с изготовлением часов: виден циферблат и стрелки на нем, но десятки шестеренок и мелких деталей скрыты. Трудно изо дня обтачивать одни и те же маленькие шестеренки, не видя, как довольный владелец примеряет новые часы.

— Для фрилансеров и специалистов, не имеющих четкого штатного расписания и непосредственного контроля руководства.

Как можно помочь всем перечисленным людям добиться большей эффективности в работе без ухудшения качества продукта и выгорания в перспективе?

brainstorming

Для этого мы предлагаем рассмотреть следующие инструменты и выбрать те из них, которые подойдут именно для вас и вашей ситуации. Учитывайте свой темперамент, выносливость, тип мышления, способ комфортного взаимодействия с окружающими и биоритмы, но при этом заранее не ставьте крест на той или иной идее, не попробовав.

Чек-листы

Способ заключается в фиксации целей и разбивании их на задачи с занесением в планировщик. Это позволяет не тратить волевой ресурс на принятие решения о важности того или иного дела. Все дела разбираются заранее по степени срочности и приорететности, при необходимости дробятся на подзадачи, после чего вписываются в рабочее расписание. На это отводится некоторое время в начале недели, или же с вечера при планировании дня (кому как удобнее).

Сразу оговоримся, что все дела, которые вы можете выполнить быстрее двух-трех минут и не требующие привязки к конкретному времени, совершайте сразу без предварительного планирования. К примеру, вы помните, что нужно сохранить на флешку презентацию с компьютера. Вместо того, чтобы тратить время на занесение этой задачи в планировщик, просто сохраните уже свою презентацию и переходите к следующему.

Подробнее про чек-листы мы говорили в статье «Тайм-менеджмент SMM специалиста», поэтому не будем повторяться о механике составления чек-листов. Однако, в приложении к мотивации чек-лист не является инструментов организации дел для экономии времени.

мотивация

Для человека, которому сложно начать выполнять работу чек-лист служит своего рода лесенкой из трех ступенек перед восхождением на Эльбрус. Просто встать с дивана и начать карабкаться в гору – удел экстремально волевых людей, а вот встать и пройти лестницу из трех ступеней под силу каждому. И вот волшебство: начните шагать и наблюдайте, как ваши ноги сами захотят продолжать идти.

Тоже и с рабочими задачами. Сложно начать генерировать контент для какого-нибудь сугубо технического проекта. Воображение уже рисует удручающие картинки того, как ты будешь гуглить устройство камеры внутреннего сгорания, потому как заказчик опять не посчитал нужным рассказать про свой самолет что-то кроме «он летает лучше всех».

В этом случае, найдите в чек-листе задачу приятнее и меньше, например, написать еженедельный пост-обзор для паблика про косметику. Эти женские штучки лично мне всегда «развязывают язык» и улучшают настроение. В каждой работе можно найти свои настроенческие моменты, которые легко сделать ритуалом. Помните, что вам требуется сосредоточенно работать лишь в течение 10-15 минут, после чего переход к более сложной задаче будет в разы менее болезненным.

Кроме того, при вычеркивании очередного пункта из чек-листа на день, вы испытаете прилив сил от осознания, что выполнили задачу. Для кого-то вычеркивание пунктов является само по себе мотивирующим.

Персональная и командная геймификация

Геймификация идет рука об руку с чек-листами. Награждайте себя за достижения маленькими приятностями: от чашки кофе в перерыв до похода в SPA по пятницам.

работа smm

Придумывайте мотив, который поймет ваш мозг и тело. Вряд ли это будет поход в музей на очень интересную пятичасовую лекцию про раннее творчество Достоевского. Скорее всего, такая высокая цель не даст позитивного подкрепления и без того уставшему от работы мозгу. Напротив, чисто физиологические «вкусняшки» от сладостей до тактильных удовольствий, он успешно опознает как награду за конкретные действия, фиксируя их для воспроизведения в будущем.

Соревнуйтесь сами с собой, устанавливая призы за завершения промежуточных этапов в срок и реализацию крупных долгосрочных проектов.

С поощрением и внешней мотивацией нужно быть осторожными. Обилие внешних стимулов может подавлять внутреннюю мотивацию. Грамотному руководителю нужно точно понимать, какая работа может пойти лучше «за спасибо», а какой проект не сдвинется с мертвой точки без стимула рублем. Это зависит от многих факторов, в том числе от исходного удовлетворения сотрудников своим финансовым и социальным положением в компании.

В любом случае, практически у всех сотрудников растет эффективность при налаженной системе конкуренции внутри компании: она не должна оказывать негативного давления на психику и подавлять. Наоборот, при геймификации работы людям свойственно делать больше, экспериментировать, искать более творческие решения, соревнуясь с коллегами в надежде получить какой-то приз (от виртуальных баллов и признания до вполне материальных наград).

эффективность SMM

Диаграммы эффективности по измеряемым KPI

Вообще в идеале любые KPI должны четко измеряться в числовом выражении, однако в SMM так дело обстоит далеко не всегда. Бывает, что заказчик сам не очень понимает, чего хочет. Абстрактные понятия «больше известности» или «самое классное сообщество ВКонтакте» из уст заказчика позволяют исполнителю с одной стороны чуть меньше переживать за результат, но с другой — заставляют его блуждать как ёжик в тумане в поисках заветного результата. Попробуйте на старте любого проекта нащупать четкие KPI, по которым хотя бы вы, не говоря о заказчике, смогли бы понимать, насколько приближаетесь к заветной цели в каждый отрезок времени.

После этого постройте диаграмму эффективности: наглядное изображение того, что было в начале и нужно получить на выходе. Отметьте на этом графике точку, где ваш проект находится в данный момент. Определите интервал, после которого вы опять будете подводить итоги и ставить новую точку.

Диаграмма поможет не терять почву под ногами, укрепить веру в себя при обнаружении ошибок или в каких-то непредвиденных ситуациях. Чтобы действительность не представлялась в черных тонах, достаточно открыть график и увидеть, что самая кошмарная убыточная стратегия таргетированной рекламы, которая еще минуту назад казалась окончательным провалом, является лишь небольшим откатом назад и в общей картине практически не имеет значения.

Такие диаграммы эффективности помогают поддержать мотивацию у команды разрозненных специалистов в работе над общим проектом. Когда левая рука абсолютно не видит, что делает правая, и кажется, что во всей команде работаешь ты один, остальные «курят бамбук».

Благодарности

Благодарности и обратная связь от клиентов

Ничто не вселяет такую уверенность в собственной значимости и правильности действий и не вызывает прилива сил, как благодарность. Обычно заветное «спасибо» от клиента слышит в лучшем случае сотрудник отдела продаж или руководитель рекламного агентства, но вовсе не тот, кто фактически делал ту или иную работу.

Если вы считаете, что зарплата – достаточный стимул для сотрудников, то это заблуждение, если конечно вы не готовы ее повышать на регулярной основе, заменяя внешней мотивацией все внутренние стимулы.

Очень просто наладить алгоритм работы, при котором благодарность будет неотъемлемой частью коммуникации со всеми сотрудниками – от уборщицы в офисе до первых лиц компании. Первый шаг к этому – признать важность благодарности и позитивной обратной связи для всех, кто работает в сфере услуг, для людей и «о людях» — что особенно касается SMM.

Новые креативные вызовы в рамках рутинных задач, обучение, коворкинг и посещение профильных и не профильных мероприятий

Нейрофизиологи доказали, что мозг взрослого человека содержит в разы меньше нейронов, чем мозг новорожденного. Но мы же с вами не думаем, что сопливый малыш знает больше Эйнштейна? Когнитивные возможности развиваются с развитием связей между нейронами. Именно эти связи замещают сами клетки и с возрастом, делают взрослый мозг более умным с меньшим количеством нейронов против исходного количества. Считается, что такие связи образуются лишь при столкновении с новой информацией, причем не глазами и ушами, а в основном тактильно (особенно в возрасте до 10 лет). Тоже характерно и для взрослых: мелкая моторика, новые вкусы и запахи, незнакомые ситуации и путешествия, контакты с незнакомыми культурами и людьми – все это меняет мозг физически, улучшая когнитивные функции человека.

Основной вывод из выше написанного следующий: новые вызовы и обучающие программы, включая те, что не относятся непосредственно к профессиональным интересам сотрудников могут не только развивать их кругозор, но и буквально делать их умнее и эффективнее в решении творческих рабочих вопросов. С одной стороны коллективное изучение корейского языка раз в неделю не сделает из ваших SMM‑специалистов гуру в настройке воронок продаж, а с другой – именно это может вдохновить их на прорыв. Эти же новые задачи, обучение и общение способны мотивировать людей. Вообще поступление новой информации сродни свежему воздуху для вдохновения и реализации своего потенциала.

Хотите, чтобы вы или ваши сотрудники принимались за работу с горящими глазами? Почаще вовлекайте себя и их в общение с успешными оптимистичными людьми, ставьте новые творческие задачи, развивайте кругозор, сделайте обучение – неотъемлемой частью рабочих процессов.

 

В качестве заключения хотелось бы сказать, что нет единой волшебной таблетки мотивации, да и помимо работы нас с вами волнуют десятки разный вопросов, для решения которых также затрачиваются волевые, интеллектуальные и физические ресурсы.

Если вы чувствуете, что вам не хватает стремления, уверенности, концентрации, настойчивости, силы воли или еще чего-то, чтобы добиться своих целей, примените один из указанных инструментов. Пробуйте! Выполняйте то или иное действие хотя бы 3-5 повторений, чтобы сформировался динамический стереотип, который перестанет нагружать силу воли и тогда, возможно, так не любимые ранее чек-листы или же коворкинг покажутся вовсе неплохим способом собраться и приступить к работе.

 

 

Если вам понравилась статья — поделитесь!
Запись опубликована в рубрике Обучение SMM и имеет тэги , , .

Комментирование закрыто.