Как раскрутить свой Ютьюб канал и привлечь блогеров уровня Евгения Баженова с аудиторией в сотни тысяч человек?
Как из обычной группы ВКонтакте сделать площадку для живых дискуссий с участием ученых мирового уровня?
Как несколько раз в год собирать научно-популярные форумы с тысячами участников и недешевыми билетами? Мы попросили поделиться своим опытом продюсера форума «Ученые против мифов» Георгия Соколова.
Геогрий Соколов – продюсер научно-популярного форума «Ученые против мифов», создатель и редактор группы ВКонтакте «Москва: научно-популярная афиша», а также модератор самого активного в рунете сообщества, посвященного обсуждению вопросов происхождения человека и борьбе с лженаучными мифами «ANTROPOGENEZ.RU: эволюция человека из первых рук».
Почему мы попросили Георгия рассказать о своем опыте SMM—продвижения проектов? В качестве ответа дадим несколько количественных характеристик:
В группе «АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ» Вконтакте — более 70 тысяч подписчиков, на канале YouTube АНРОПОГЕНЕЗ.РУ – более 120 тыс., запись каждого доклада форума «Ученые против мифов» смотрят в среднем 100 тыс. человек. Рекорд по количеству просмотров — 3 млн. – на днях установил один из роликов канала.
GreenSMM: Георгий, как Вы считаете, почему сообщество «ANTROPOGENEZ.RU: эволюция человека из первых рук» приобрело такую популярность? Согласитесь, тема эволюции человека, поданная научным языком, далеким от кухонных споров про креационизм, – далеко не самая популярная в соцсетях, или мы ошибаемся?
ГЕОРГИЙ: Думаю, есть несколько составляющих.
К моменту нашего появления ВКонтакте уже порядочно лет существовал интернет-портал, на котором регулярно публиковались статьи лучших российских ученых. А еще раньше редактор портала Александр Соколов с этими учеными подружился. А чтобы подружиться с ними, ему нужно было стать научным журналистом, которому ученые доверяют и которого уважают. В общем, это был не самый короткий путь. В итоге, когда мы стартовали ВКонтакте у нас уже был и запас отличного контента, и хорошее связи с авторами. Уже существовала аудитория, которая нас знала и любила – и им осталось только на нас подписаться.
Вторая составляющая – это «личная окрашенность». Нашими сообществами управляют не какие-то бездушные модераторы, а живые люди. Например, сам Александр регулярно включается в дискуссии в комментариях. Аналогично там нередко появляется наш научный редактор – известный антрополог Станислав Дробышевский. Типичный наш пост начинается со слова «Друзья!» — мы действительно дружим с нашими подписчиками. Они это чувствуют и ценят.
(GreenSMM: Обратите внимание на охват и активности поста, размещенного четыре часа назад)
Третья составляющая – острые темы. Тема происхождения человека сама по себе обросла большим количеством мифов и заблуждений, и каждый такой миф может стать топиком для хитового материала. А поскольку мы расширили круг тем и часто теперь касаемся и Древнего Египта с его пирамидами, и Средневековья, и происхождения языка, и медицины и даже космонавтики… И везде во главу угла ставиться популярное заблуждение, которое развенчивается с помощью настоящей науки!
Четвертое, что необходимо добавить, – ни на нашем портале, ни в наших сообществах никогда не было коммерческой рекламы или каких-то заказных материалов. Подписчики чувствуют, что им ничего не пытаются продать.
GreenSMM: Вероятно, дискуссии людей, придерживающихся теории эволюции и религиозных верований, могут принимать весьма ожесточенный характер. Как Вы модерируете сообщество? Правильно ли мы понимаем, что в Вашей группе может высказываться любой человек свободно или же есть какие-то «правила поведения»?
ГЕОРГИЙ: Как я уже сказал, модерацией сообществ занимаемся мы сами. Да, это отнимает много времени, но зато мы не теряем в качестве, — никто лучше нас эту работу не сделает. Есть набор правил, которых мы стараемся придерживаться и призываем придерживаться наших подписчиков.
Вот лишь некоторые из них:
— запрещена ненормативная лексика и личные оскорбления;
— запрещены доводы типа «учёные скрывают», «официальная наука бессильна», «наука – это религия», «всё проплачено, ангажировано, политизировано» и т.п.
— наш паблик создан для обсуждения вопросов, связанных с эволюцией человека, древнейшей историей, археологией, приматологией, генетикой. А также – для развенчания различных лженаучных мифов и заблуждений. Для обсуждения иных тем — политики, религии и т.п. — существует множество других сообществ.
— не приветствуется использование приемов демагогии (подмена тезиса, игнорирование доводов оппонента и др.)
— запрещено сравнение ЛЮБОЙ реконструкции гоминид с Валуевым (ибо давно не смешно!)
Для комментариев на ютубе (а это совсем другой, далеко не такой добрый мир) у нас также написаны отдельные правила.
Что касается занятости ученых, то у нас есть специальное обсуждения, где им можно задать вопросы. Периодически мы собираем комментарии подписчиков, передаем специалистам и публикуем ответы. Где еще в российском интернете Вы можете напрямую задать вопрос известному ученому – и получить ответ?
GreenSMM: Изначально группа портала была посвящена только научным аспектам эволюции человека, а затем расширила спектр обсуждаемых вопросов до медицины, генетики, истории и т.д. Примерно тогда же появился форум «Ученые против мифов». Расширение тематики произошло намеренно, потому что на форум, посвященный сугубо вопросам происхождения видов, пойдет значительно меньше зрителей, или по стечению обстоятельств?
ГЕОРГИЙ: Да, это было сделано намеренно. Для того, чтобы собирать 1000 человек одной антропологии маловато будет. Тема борьбы с лженаукой была изначально одной из ключевых. А лженаука произрастает на самых разных заблуждениях массового сознания.
GreenSMM: Расскажите немного про то, как именно развивались группа во ВКонтакте? Изначально Вы старались создать самое популярное или авторитетное сообщество, привлекали ли рекламные инструменты (таргетированную рекламу, кросс-постинг в других тематических сообществах)? Аудитория группы дублировала аудиторию портала или же являлась инструментом привлечения новых читателей?
ГЕОРГИЙ: Портал существовал значительно дольше. До открытия своего сообщества мы длительное время присутствовали в других, дружественных – посвященных эволюции. Наша активность в них всё росла и росла, пока не переросла их. И тогда Кристина Федорова (наш друг и советчик) дала дельный совет: хватит растить чужие группы, давно пора сделать свою. И своя группа меньше чем за 3 года доросла до 70 тыс. подписчиков.
Никакими рекламными инструментами мы практически не пользовались. У нас самодвижущийся контент. Например, ведущий Utopia show Женя Попадинец выпустил видео, где он рассказывает про классные каналы, которые ему нравятся. И в том числе хвалит наш канал. Мы его об этом не просили, это от чистого сердца. А у него 1,7 млн. подписчиков. И к нам за 2 дня прилетело тысяч 20 подписчиков на YouTube).
GreenSMM: Вы как-то специально влияли на упоминания в СМИ (приглашение в качестве экспертов на телевидение, статьи): рассылали пресс-релизы, общались с прессой или же интерес к проекту Антропогенез.ру возник сам собой в ответ на популярность?
ГЕОРГИЙ: Специально не влияли. Хотя СМИ к нам регулярно обращаются, но на самом деле, это своего радо слабое место – потому что со СМИ надо работать целенаправленно, нельзя это дело пускать на самотек. Вот сейчас, в связи с нашей анти-премией «Почетный Академик ВРАЛ» пытаемся поставить это дело на более технологичные рельсы.
GreenSMM: Можете вы дать какие-то советы, как взаимодействовать с журналистами, чтобы они хотели брать твои пресс-релизы к печати на безвозмездной основе?
Вы должны стать экспертом в какой-то теме, по которой регулярно требуются комментарии. Например, Михаил Вишневский – специалист по грибам. Кому будет звонить журналист, если где-то кто-то отравился грибами? Михаилу :) Как стать таким экспертом – можно целый семинар на эту тему прочитать. Например, надо начать со сбора мифов и заблуждений в своей области… Ну и желательно быть первым, кто это сделает.
GreenSMM: Теперь хотелось бы поговорить о представленности проекта на площадке YouTube. Спикеры Вашего форума имеют свои каналы на этой платформе, у вас также есть свой канал, но наибольших охват набирают записи популярных блогеров. Хотелось бы узнать, как вы с ними договариваетесь о размещениях. В частности, блогер-миллионник Евгений Баженов (Badcomedian) сравнительно недавно на своем канале опубликовал приглашение на форум Ученые против мифов – 8. Видео Е. Баженова с призывом прийти 6 октября на научно-популярный форум был коммерческим рекламным размещением, или же блогер по собственному желанию поддержал Ваш проект?
ГЕОРГИЙ: Я частично уже коснулся этой темы выше. Одним из первых, кто начал публиковать наше видео, стал Дмитрий Пучков, он же Goblin. Просто потому, что ему оно понравилось: наш редактор Александр Соколов тогда начал вместе с «Лабораторией Научных Видео» выпускать короткие ролики «Мифы об эволюции человека». После этого Дмитрий неоднократно приглашал нас поучаствовать в его «разведопросах» и даже предоставлял свою студию для записи «Мифов об эволюции» – абсолютно безвозмездно. Также, на добровольных началах, он снимал и публиковал у себя промо нашего форума «Ученые против мифов».
А дружба с Badcomedian началась ВКонтакте – именно их сообщество ВК начало публиковать некоторые наши видео по той же самой причине: им нравится то, что мы делаем. В конечном итоге это и закончилось роликом, к котором Баженов приглашает на наш форум, – мы ничего за это не платили, просто спросили: а можно?
Что же мы такое совершаем, что блоггеры с миллионными аудиториями и абсолютно разными взглядами бесплатно нас пиарят? Мы делаем то, что они считают важным: боремся с мракобесием. Причем делаем это весело и красиво. Сверлим гранит медной трубкой по древне-египетской технологии. Идем на РЕН-ТВ и троллим там ведущих. Выбираем главного мракобеса страны и вручаем ему приз: статуэтку грустного рептилоида.
GreenSMM: Упоминания Вашего проекта Антропогенез.ру и Форума есть, наверное, в каждой социальной сети. Как Вы оцениваете, какая именно приносит больше всего конверсии в плане продаж билетов на Форум и почему? Связываете ли Вы это как-то с составом аудитории (по географии, образованию, уровню жизни) или лишь с активностью собственных действий на той или иной платформе?
ГЕОРГИЙ: Я думаю, что роль играет не одна какая-то сеть, а комплекс. Но в первую очередь вижу активность именно ВКонтакте и на YouTube.
ВКонтакте лучше приспособлен для организованного общения с аудиторией и для создания сообществ, как мне кажется, чем, например, Facebook. И, как результат, в ВК у нас в разы больше подписчиков. ВК лучше, чем FB приспособлен для размещения видео.
А видео – это главный крючок: участники нашего форума заполняют анкету, в которой есть пункт «Почему вы решили пойти на форум?», так вот ответ «Смотрел видео – понравилось» по статистике на первом месте. Поэтом – YouTube + ВКонтакте.
Есть у нас еще и канал в Telegram и даже очень высоко-рейтинговый аккаунт на Pikabu… А вот инстаграмма так и нет.
GreenSMM: Мы знаем, что кроме популяризации науки Вы занимаетесь развитием самой индустрии популяризации, если можно так выразиться: организуете лекции и мастер-классы для научных сотрудников, обучая их искусству ведения публичных дискуссий и взаимодействию с журналистами.
В этой связи, что Вы можете пожелать тем, кто лишь планирует создать свое научно-популярное мероприятие и его продвигать?
ГЕОРГИЙ: Я желаю им сначала основательно изучить тему организации мероприятий. Иначе неизбежно постоянное «наступание» на грабли. Интересующимся темой советую посмотреть видео на моем канале «Продюсирование научно-просветительских событий».
А второе: научитесь ставить себя на место Вашего постоянного участника и смотреть на ситуацию его глазами.
GreenSMM: Ну и последний вопрос. Если бы можно было как-то обобщить всю работу по продвижению Форума ученые против мифов методами SMM, то в какую сумму вы бы оценили свои расходы на запуск первого мероприятия?
ГЕОРГИЙ: Это сложный вопрос, возможно на него нет ответа. В какую сумму можно оценить создание первого в России портала по антропологии, по некоторым параметрам не имеющего аналогов в мире, причем силами 2-х человек? Сложно сказать… В какую сумму можно оценить уважение и доверие лучших российских ученых? А вот это не купишь вообще ни за какие деньги. А какое отношение это все имеет к SMM, спросите вы? С одной стороны – никакого, с другой – самое прямое. Почему? См. выше.