Интервью с экспертом: опыт антикризисного продвижения

В этой статье основатель и бессменный руководитель одного из первых агентств интернет-маркетинга в России Антон Пугаченко ответит на часто задаваемые вопросы предпринимателей.

В связи с санкциями и массовым уходом западных брендов с российского рынка, а также блокировкой ряда соцсетей и приложений, интернет-маркетинг в России изменился за считанные недели. Мы поговорили о том, как перестроить работу специалистам, которые продвигают свои товары и услуги в это непростое время. 

GreenSMM: 

С какими трудностями сталкиваются интернет-маркетологи прямо сейчас?

Антон:

В первую очередь это необходимость кардинально перестраивать работу, пересматривать рекламные бюджеты и менять площадки продвижения. 

Серьезную проблему вызывает резкое подорожание таргетированной рекламы. Несмотря на уход с рынка западных компаний, стоимость таргетированной рекламы на доступных для работы платформах, в первую очередь речь о ВКонтакте и Одноклассники, выросла. Рост ставок спровоцирован блокировкой популярных у маркетологов площадок Instagram и Facebook и массовым переносом рекламных кампаний, а также попыткой брендов воспользоваться ажиотажным спросом на товары.

Блокировка некоторых соцсетей, паника и падение покупательской способности граждан меняют пользовательское поведение, к чему также нужно быстро приспосабливаться.

GreenSMM: 

Какие виды интернет-маркетинга наиболее актуальны в сложившейся ситуации для крупного, среднего и малого бизнеса, а на какие инструменты рекламный бюджет лучше не выделять?

Антон:

В первую очередь, следует рассмотреть возможность рекламных интеграций у блогеров Youtube, сейчас для данного направления маркетинга открылись новые возможности. Вслед за отключением монетизации для авторов и ухода с рынка западных компаний, обладающих внушительными бюджетами, ютюберы стали намного «сговорчивее», скидки на интеграции порой достигают 60% от прайсов, выставляемых еще в конце января.

Ближе к концу марта станет понятна доля активных пользователей в Instagram, и насколько упадут охваты инфлюенсеров на этой платформе. Уже сейчас мидл и топ инфлюенсеры предлагают большие скидки на закупки постов, хотя на момент написания статьи Instagram еще не заблокирован. 

Судя по динамике падения российского трафика в Facebook после блокировки на 50%, не менее  половины активных пользователей в Instagram также будут использовать VPN для обхода ограничений. Иными словами, этот канал сбрасывать со счетов не стоит, но нужно подождать пару недель для оценки реальных охватов. 

Работа с отзывами сейчас — это возможность популяризировать отечественные аналоги импортных товаров. Мы уже имеем несколько подобных кейсов, в частности, недавно размещали отзывы, где сравнивали напитки бренда заказчика с молочными коктейлями из МакДоналдс. Такая подача информации не воспринимается аудиторией как реклама и для отечественных компаний позволяет работать с темой импортозамещения и образовывать аудиторию.

В сложившейся ситуации стоит обратить внимание на посевы в целевых сообществах ВКонтакте и Одноклассники как на вариант замены дорогостоящей таргетированной рекламы.

GreenSMM: 

Где представителям брендов и отечественных компаний продвигать свой бизнес? Какие соцсети и каналы нужно развивать, а откуда лучше уйти?

Антон:

В качестве общепринятых альтернатив блокированным площадкам большинство пользователей переходят в Telegram. На мой взгляд, платформу стоит рассмотреть в связке с создание канала в Дзен, что особенно актуально для политических проектов.

Канал на Яндекс.Дзен позволяет публиковать расширенный контент, тогда как Telegram может служить для кратких анонсов. Дзен хорошо индексируется, обеспечивает трафик и просмотры. И что немаловажно, обе платформы из России, так что риски блокировок минимальны.

Стоит развивать работу в Одноклассниках и Вконтакте. Представители платформы ВКонтакте уже заявили о приросте аудитории и просмотров контента. 

Для продвижения в B2B сегменте по-прежнему актуален LinkedIn: пользователи РФ стали активнее использовать VPN, и мы видим приток в этой сети.

GreenSMM: Как скажутся на рекламе и интернет-маркетинге ограниченная доступность технологий и приостановка лицензий на зарубежное программное обеспечение?

Антон:

Пока сложно судить однозначно, но уже сказываются. В каких-то моментах мы видим позитивные сдвиги для маркетинга: например, запрет на монетизацию Youtube существенно снизил порог входа для коллабораций с инфлюенсерами. В каких-то негативные. В рамках нашего опыта негативные изменения незначительные, мы перевели бюджеты с западных на российские платформы, но то что цены на ставки возросли – это факт. Что касаемо специальных маркетинговых сервисов, которые используем для анализа или создания контента, то в этой области существенных изменений мы не почувствовали. 

GreenSMM: 

Стоит ли прекращать продвижение в соцсети, которую заблокировали в России?

Антон:

Зависит от вида деятельности, которую вы продвигаете. Если это бизнес, то точно нет смысла останавливать работу, или совсем закрывать свои представительства на Facebook или Instagram. Уже поднимали этот вопрос выше, по нашим оценкам порядка 50% брендов на данный момент продолжают использовать эти платформы.  Если вы работаете на политическом поле или компания близка к нему и имеете госконтракты, то следует оценить целесообразность продолжения продвижения на западных платформах в настоящее время.  

GreenSMM: 

Как перенести контент в аккаунтах сетей, принадлежащих Meta, в другие соцсети?

Антон:

Вы можете скачать весь контент профилей в Instagram и Facebook, направив запрос в службу поддержки эти соцсетей. 

Для этого в Facebook перейдите в «Настройки и конфиденциальность» -> «Настройки» -> «Ваша информация на Фейсбук» -> «Скачать информацию». Учтите, что собирать ваши данные в файл ФБ будет до 48 часов или даже больше. Сразу файл с вашим контентом скачать не удасться, поэтому лучше сделать запрос заранее.

В Instagram схожая процедура: переходите в «Настройки» -> «Конфиденциальность и безопасность» -> «Скачивание данных» -> «Запросить файл». Ссылка придет на почту, подготовка также займет время. 

Полученный контент вы можете с помощью автопостинга размещать в своих представительствах ВКонтакте, Одноклассниках или Яндекс. Дзен. 

GreenSMM: 

Какие услуги по продвижению и раскрутке станут дешевле, а какие подорожают? 

Антон:

В любой кризис товары стоят дороже, услуги дешевеют. Поэтому сейчас хорошее время заключить среднесрочные контракты на продвижение для компаний, которые планируют продолжить свое развитие на рынке. 

Что касаемо инструментария с точки зрения снижения стоимости, то определенно стоит включать в маркетинговый план интеграции на YouTube, особенно, если бренд не был представлен на этом поле, либо количество спонсируемых видео было небольшим. Основной плюс инструмента заключается в том, что ваши ролики продолжат работать на бренд спустя длительное время — до нескольких лет, а сейчас цены на рейтинговые площадки одни из самых низких за всю историю. 

В свете возросшей конкуренции на российский площадках подорожает таргетированная реклама, ставки аукционов об этом уже недвусмысленно сигнализируют.

GreenSMM: 

Можно ли сказать, что на рынке труда возрастет количество высококлассных айтишников и специалистов по продвижению, которых можно захантить для своих проектов? Кто будет наиболее востребован?

Антон:

Наиболее востребованы будут те, кто сможет подтвердить свои компетенции внушительным списком успешных проектов и понимаем актуальных тенденций рынка. Как и в любой кризис, рынок будет очищен от специалистов, предлагающих услуги не выдерживающие критики. Заказчики считают деньги, поэтому важно как оказать качественную услугу, так и уметь полноценно отчитаться за неё. Что касаемо хантинга, сейчас рынок заказчика/работодателя, он и выбирает с кем ему комфортно работать, — предложений масса. 

GreenSMM: 

Какие новые услуги продвижения могут появиться в связи с массовым запуском отечественных стартапов, формированием новых логистических цепочек и импортозамещением? 

Антон:

Основополагающим принципом создания абсолютного большинства новых стартапов является импортозамещение, по факту это означает внедрение уже знакомых потребителю моделей. Поэтому инструменты продвижения в массе своей останутся прежними, обновится лишь внешняя составляющая, то есть площадки. 

GreenSMM: 

Какой контент следует создавать в условиях кризиса и стоит ли? Как привлекать и удерживать внимание аудитории?

Антон:

Включайте или усиливайте в маркетинговых планах создание видеоконтента. Даже если запретят Ютюб, в чем я сомневаюсь, его можно легко адаптировать для продвижения на альтернативных площадках. 

Как мы говорили, в среднесрочной и долгосрочной перспективе это принесет свои плоды, в том числе для удержания доли рынка. Работайте с отзывами и рейтингами  – люди в период кризиса считают деньги как никогда и обдумывают каждую покупку. 

Стимулируйте создание или создавайте сами UGC (пользовательский контент), это те же отзывы, только со своей спецификой. Устраивайте прямые эфиры и трансляции. Эти основные инструменты подходят практически для каждого бренда. 

Понятно, что универсального набора инструментов для удержания внимания нет, каждый бренд индивидуален, поэтому особенно в кризис следует самым тщательным образом продумывать стратегию присутствия, выбрать те инструменты, которые отвечают целям бренда в условиях вызовов. 

Если с подготовкой SMM стратегии возникают вопросы, то сейчас самое время обратиться к экспертам, риски лучше оставить на более спокойный период.

 

В заключение хотелось бы отметить простую истину. Любой кризис это шаг вперед для тех, кто готов его совершить. С 2006 года, год основания нашей компании, у нас таких шагов было 5. Чем больше кризисов остается позади, тем легче проходишь каждый последующий, несмотря ни на его природу, структуру и прочие атрибуты. 

Если вам понравилась статья — поделитесь!
Запись опубликована в рубрике Еще одна рубрика и имеет тэги , , .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *