Как открыть с нуля SMM-агентство и более 10 лет работать с крупнейшими на российском рынке брендами?

Как открыть с нуля SMM-агентство и более 10 лет работать с крупнейшими на российском рынке брендами?

О том, как собрать свою команду, наладить бизнес-процессы, найти мотивацию и ресурсы в период экономического кризиса и падения спроса на рекламу, как завоевать признание и много лет работать брендами уровня Yves Rocher, АКАДО, BenQ, TOY.RU, мы поговорили с основателем и бессменным руководителем GreenSMM Антоном Пугаченко.

GreenSMM: Антон, расскажи, как именно ты начал карьеру в рекламной индустрии, когда пришел в интернет-маркетинг? Можно сказать, что ты стоял у истоков SMM в России?

АНТОН: Да, это будет справедливо. Социальные медиа довольно быстро отвоевали долю на рынке, всего за год сформировалась ниша, на которую стали тратить значительные бюджеты. Поначалу — 20%, затем — 40%, а сейчас уже до 70% рекламных бюджетов компании тратят на продвижение в социальных медиа. Кроме коммерческого интереса стоит отметить и эмоциональный аспект. В момент формирования новых медиа, казалось, все вокруг только и говорили о Facebook или ВКонтакте, идеи витали в воздухе. Конечно, оставаться в стороне было бы неразумно.

GreenSMM: Чем привлек тебя именно интернет-маркетинг? И как ты сейчас оцениваешь, был ли твой выбор «поиском призвания» или же удачным стечением обстоятельств?

АНТОН: В принципе, меня привлекает работа в динамичной среде. В интернет-маркетинге всегда есть возможность для изучения и внедрения новых инструментов. По сути, успех заключается в том, чтобы предложить клиенту сегодня то, что его конкуренты используют завтра.

GreenSMM: Расскажи немного про создание GreenSMM. Сколько человек на тот момент работало в компании, как распределялись обязанности?

АНТОН: Изначально была сформирована команда из пяти человек, трое из них работают и сейчас. Обязанности распределялись по принципу универсального менеджера. Это сейчас уже выстроена структура, есть обязанности аналитика, копирайтера, аккаунта. В начале мы занимались всем, и это было неплохо для молодой на тот момент компании.

GreenSMM: Интересно, как ты подходил к процессу подбора кадров? В 2009 году о том, что такое SMM знали очень немногие, то есть на специалистов с опытом рассчитывать вряд ли приходилось.

АНТОН: Да, на тот момент у нас еще не было в арсенале техник подбора персонала, таких как, например, тесты MBTI, используемые нами сейчас. Тогда было проще, все сводилось к экспертной оценке, отправляли тестовые задания, общались с претендентами. Работа в интернет-маркетинге привлекает многих и десять лет назад, и сейчас, поэтому мы могли выбрать действительно талантливых увлеченных людей. И как показывает опыт, экспертная оценка работает для небольшого бизнеса эффективнее, чем современные методы, предлагаемые HR.

GreenSMM: Можешь ли ты вспомнить своего самого первого клиента? Насколько трудно было без опыта реализовать проект, и в чем он состоял?

АНТОН: Одного из первых: это западный бренд со штаб-квартирой в Европе, в России — только небольшое представительство. Мы проработали вместе больше 6 лет, квартал за кварталом внедряли новые инструменты. Коллеги не боялись экспериментов, получая значительные дивиденды. «Трудно ли было?» — не думаю, при достаточном уровне экспертности, любая задача решаема. А предела нет.

GreenSMM: Какие личные качества помогали тебе совершенствоваться самому и развивать агентство? Без каких навыков и черт характера, по твоему мнению, руководителю отдела маркетинга, рекламы, SMM-агентства просто невозможно обойтись?

АНТОН: Умение вовлекаться и получать удовольствие от процесса познания нового. Мы уже говорили, что залог успеха в нашей профессии, — быть на «гребне волны». Если человек не испытывает удовольствия от процесса познания в своей нише или анализа достигнутых результатов, ему будет довольно трудно преуспеть.

GreenSMM: Что входит в твои обязанности как руководителя в настоящее время? Погружаешься ли ты в каждый проект или же доверяешь менеджмент проектов сотрудникам агентства? Расскажи немного про внутреннюю кухню GreenSMM…

АНТОН: В GreenSMM реализуются все крупные проекты по меркам отрасли, поэтому быть в курсе основных статусов мне необходимо. По большей части это происходит на автоматическом уровне: если какая-то задача не идет по плану, то система управления проектами присылает уведомление с требованием вмешаться. Если говорить про внутренние процессы, то здесь все прозрачно: у каждого проекта есть свой аккаунт, он распределяет обязанности между специалистами, ставит им задачи, выступает связующим звеном между клиентом и нами. Он же обеспечивает, чтобы все наши обязательства были выполнены в точности и в срок.

GreenSMM: Часто ли приходится сталкиваться со сложными заказчиками и проектами? И в чем эта сложность заключается? Отчего, на твой взгляд, зависит, пройдет ли кампания легко и в сроки или же будет рождаться в муках, постоянных согласованиях и смещением сроков?

АНТОН: Да, это бизнес, мы выполняем услуги для компаний, а работаем с людьми. И считаем наших клиентов партнерами, именно принцип подбора клиентов-партнеров является залогом успеха в это важном вопросе. В среднем путь клиента в GreenSMM 6-7 лет. Это весомый показатель, для примера с одним из наших клиентов работаем по сей день с 2009 года. Если не удается установить доверительные партнерские отношения в процессе пре-сейла, то, как показывает практика, постоянным это клиент не станет. Здесь уже работает экономика, для SMM бизнеса рентабельным считается долгосрочный клиент, если работаешь меньше 2 лет, то этот клиент сработал в минус.

GreenSMM: Оглядываясь назад, ты можешь называть одну или несколько ситуаций при общении с клиентами или реализации рекламной кампании, в которых сейчас бы ты поступил по-другому? И вообще, проводишь ли ты ретроспективный анализ своей деятельности, или же критика, наоборот, не мотивирует и не помогает? И ты стараешься подмечать и закреплять только положительный опыт?

АНТОН: Это вопрос личностного склада ума. Лично я считаю, что все, что сделано, на тот момент было единственно верным решением. Иначе мы бы поступили по-иному. Надо смотреть вперед; копание в себе и своих ошибках довольно дорогое удовольствие. Возможно, когда-либо мне будет интересно этим заняться, — сейчас другие приоритеты.

GreenSMM: Как по твоему мнению будет развиваться рынок SMM-услуг в ближайшие годы? Ощущается ли рост конкуренции среди агентств, или же качественных исполнителей все еще дефицит? Сильно ли сказывается развитие фриланса и появление десятков курсов по SMM на конкурентность рынка интернет-маркетинга?

АНТОН: Рынок будет расти — это факт. Здесь важно другое: во что именно будут вкладывать рекламодатели. Если последние два года мы наблюдаем значительное увеличение бюджетов, выделяемых на видеоконтент, то сейчас все чаще мы получаем запросы на лонгриды. К примеру, одной из самых актуальных услуг является развитие канала на Яндекс.Дзен, площадке с посещаемостью в 40 млн. пользователей ежемесячно, входящей в топ 10 ведущих проектов рунета.

GreenSMM: Что ты бы хотел пожелать или посоветовать своим коллегам, которые в 2019 году задумываются об открытии своего SMM-агентства?

АНТОН: Изучайте западный опыт, не бойтесь предлагать новые услуги, и подписывайтесь на наш блог GreenSMM, чтобы быть в курсе актуальных трендов из мира social media.

Если вам понравилась статья — поделитесь!
Запись опубликована в рубрике Обучение SMM и имеет тэги , , .

Комментирование закрыто.