Короткие циклы в маркетинге

Короткие циклы в маркетинге

Мы попросили основателя маркетингового агентства «Гедокорп» Алексея Добрусина поделиться своим опытом и рассказать, как перевести свой маркетинг на недельные спринты и зачем это делать… 

Алексей Добрусин состоит в Гильдии Маркетологов, Российской Ассоциации по связям с общественностью, Российской ассоциации фармацевтического маркетинга и является членом Регионального штаба в ОНФ.

GreenSMM: Буквально в нескольких словах расскажи, как именно ты пришел в маркетинг? Почему выбрал именно это направление?

АЛЕКСЕЙ: В маркетинге я более 12 лет, начинал как маркетолог в различных СМИ — радио, газеты, а потом судьба забросила меня в digital. Причем первое образование у меня совсем не маркетинговое, а юридическое. Еще на последних курсах университета понял, что юристом работать не буду. На фоне этого стал замечать, что друзья часто ко мне обращаются за советами по продвижению, креативным идеям. И мне действительно нравится им помогать. Так для себя решил, что буду развиваться в области маркетинга.

GreenSMM: Как появилась идея создать собственное маркетинговое агентство?

АЛЕКСЕЙ: Идея пришла в момент, когда мы с командой делали свой проект — digital-стартап. Проект не взлетел, и, на мой взгляд, основной причиной стало то, что мы плохо понимали digital-рынок, инструменты, стратегии, не уделили этому должное внимание. Проведя небольшой анализ, понял, что это проблема многих предпринимателей. И мы решили, что, если разберемся в этой сфере сами и сможем помогать другим, — цены нам не будет :) Так появилось агентство Gedocorp.

GreenSMM: Ты состоишь во множестве общественных организаций, проводишь обучение, выступаешь на конференциях и семинарах. Что это дает тебе?

АЛЕКСЕЙ: Да, действительно, очень активен в этом направлении с 2015 года. Изначально цель, конечно, была одна — увеличение охвата бизнеса и привлечение новых клиентов. Но постепенно изменилась и среда, и цели. Столкнулся с большим количеством проблем, ошибок, решений в собственном бизнесе. Понял, что могу своим опытом помогать другим в формате участия в общественной деятельности, защиты прав, делиться кейсами и решениями на конференциях. Сейчас это приносит много нового опыта (ведь учусь и я), знакомств, консолидирует вокруг инициативных людей, с которыми делаем совместные проекты, развиваемся вместе.

GreenSMM: Над какими темами и проектами ты сейчас в основном работаешь? С какими вопросами к тебе чаще обращаются представители бизнеса? Можно ли назвать тебя специалистом по структурированию бизнеса и построению бизнес-процессов в компании?

АЛЕКСЕЙ: Однозначно, нет, мне самому еще есть чему поучиться в области бизнес-процессов. В первую очередь, я все-таки стратегический маркетолог: выстраиваю правильные маркетинговые стратегии, помогаю сэкономить на маркетинге без потери эффективности, построить в компании маркетинговую аналитику. Во вторую — у меня digital-агентство, где мы правильно настраиваем инструменты интернет-маркетинга для бизнеса. Это с 2013 года мой основной проект, который я развиваю. В основном, ко мне приходят с вопросами создания стратегии, запуска рекламы в интернете, работы над увеличением конверсии. Я трекер в нескольких акселераторах для стартапов, и там, конечно, помогаю не только с маркетингом, но и с развитием бизнеса в целом, но это скорее исключение — для всех я так стараюсь не делать.

GreenSMM: Можешь ли ты просто объяснить, что такое технология Scrum? Каким компаниям и направлениям бизнеса целесообразно внедрять ее в работу отдела маркетинга?

АЛЕКСЕЙ: Это часть гибкого подхода к работе с любыми проектами. Она подойдет для любых проектов, не только IT, но и для маркетинга, услуг или чего-то еще. Ее идея одной фразой: не можешь сделать за неделю — подумай еще. Каждую неделю ты должен выпускать на рынок законченную (пусть и не идеальную) версию продукта. Никаких долгих месяцев разработки. Каждую неделю — новая версия сайта. Каждую неделю — новая версия рекламной кампании. Если что-то «не влезает» в неделю, отложи на следующую, но за неделю сделай то, что можно будет показать клиентам. Это отлично помогает избавляться от перфекционизма, ускоряет темп работы и развития бизнеса.

GreenSMM: Что представляют из себя недельные спринты применительно к маркетинговым задачам? Можешь ли привести несколько наглядных примеров из собственной работы или практики клиентов?

АЛЕКСЕЙ: Примерно тоже самое. Например, мы запускали сложную рекламную кампанию в контексте (в поисковых системах) для московской сети школ иностранных языков. Было очень много аудиторий, продуктов, предложений, языков. На настройку кампаний должно было уйти 2 месяца. Но мы решили, что будем что-то запускать каждую неделю. В каком-то виде. Так клиент будет видеть результат и обратную связь каждую неделю, а не ждать «идеальной» настройки два месяца. Такой же подход мы применяем везде: в баннерной рекламе, в таргетированной рекламе в социальных сетях. Сейчас пробуем даже применить такое в стратегиях: «стратегия за неделю», пока сырая, но уже готовая к применению и к тестированию гипотез, а потом дорабатывающаяся уже прямо во время реализации. В нашем мире изменений быть быстрыми — важнее, чем идеальными и красивыми. Недельные спринты в маркетинге направлены именно на это: на скорость бизнеса.

GreenSMM: Как выглядит идеальный недельный спринт? Сколько людей принимают участие в решении поставленной задачи? Кто несет ответственность за результат?

АЛЕКСЕЙ: Идеальных спринтов не существует. Они очень разные, по количеству задач, людей, очень сильно зависят от бизнес-задачи, от типа бизнеса, от ситуации в компании. Обычно рекомендуется не делать за неделю больше 5 действий. Например, протестировать 5 гипотез в маркетинге. Запустить рекламные кампании на 5 видов аудитории. Нарисовать 5 прототипов посадочных. Но все очень гибко и субъективно: нужно смотреть на возможности команды, срочность и объемность задач, на имеющиеся в распоряжении ресурсы.

GreenSMM: Достижима ли самоорганизация работы отдела маркетинга? Отходит ли роль менеджмента при внедрении scrum-технологий на второй план?

АЛЕКСЕЙ: Да, уровень самоорганизации повышается. Но роль менеджмента все же очень важна: именно менеджер контролирует загрузку, определяет задачу на недельный спринт, разбивает ее на подзадачи, делает ежедневные срезы по тому, как продвигается выполнение спринта. Но, конечно, команда должна быть готова по уровню самоорганизации к такой работе: это не история работы чистого исполнителя, здесь важно понимание каждого члена команды, куда мы бежим, на какой результат все вместе работаем на этой неделе, в этом спринте.

GreenSMM: Существуют разные программы обучения скрам-мастеров для применения спринтового подхода в бизнесе и маркетинге: Agile, Scrum, Kanban. В чем их отличие, и какая программа, на твой взгляд, лучше для решения маркетинговых задач?

АЛЕКСЕЙ: Это скорее не программы обучения, а подходы. Agile — общее название всех гибких методологий работы с проектами, это целая философия, начиная с agile-манифеста, заканчивая конкретными методиками. А scrum и kanban — это способы ее конкретной реализации. Я бы рекомендовал начать изучение с погружением именно в agile, это самый лучший способ быстро погрузиться.

GreenSMM: Что бы ты посоветовал руководителям, которые лишь задумываются о внедрении спринтового подхода в маркетинге своей компании? С чего нужно начинать выстраивать бизнес-процессы? Каких ошибок избегать?

АЛЕКСЕЙ: Для начала стоит оценить готовность компании и команды. Важно, чтобы команда была достаточно квалифицирована и понимала общий результат, проявляла инициативу, а не ждала указаний. Я бы рекомендовал попробовать выделить один проект в компании (одну рекламную кампанию, например) и протестировать его на работе с недельными спринтами, а потом собрать обратную связь со всех участников процесса и сделать выводы. Прелесть гибкого подхода в том, что он гибкий. Мы не должны знать, как он будет работать. Мы можем проверить на деле. Ведь это всегда займет одну неделю:)

 

Если вам понравилась статья — поделитесь!
Запись опубликована в рубрике Личный бренд, Обучение SMM и имеет тэги , .

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>