Ежегодный маркетинговый план определяет правильный курс для достижения целей компании. Список необходимых элементов упростит создание плана вне зависимости от отрасли бизнеса и задач компании.
План для реализации маркетинговых проектов помогает выбрать правильный курс, чтобы воплотить в жизнь цели вашей компании. Думайте о его формировании как о наиболее важной задаче, которая определит будущий рост и темпы развития вашей компании.
Без плана практически невозможно прогнозировать бюджет, который вам понадобится для реализации проектов, найма работников и аутсорсинга.
Имейте в виду, что есть разные варианты маркетингового плана, которые зависят от отрасли бизнеса и целей маркетинга.
Какие пункты следует включить в любой маркетинговый план?
1. Бизнес-резюме
В маркетинговом плане резюме организации включает в себя название компании, геолокацию (не только фактическое местоположение, но и географию сбыта) и ее миссию.
2. Задачи бизнеса
Описание бизнес-задач в маркетинговом плане помогает сегментировать различные цели вашего отдела. В этом разделе вашего маркетингового плана должны быть указаны только проекты, относящиеся к маркетингу. Опишите цели этих проектов и то, какими метриками они будет оцениваться результат.
3. Целевая аудитория
Этот пункт включает не ваши догадки, а результаты базовых исследований рынка. Если ваша компания уже провела тщательное исследование рынка, этот раздел вашего маркетингового плана вы можете составить из имеющихся данных. Если нет, то стоит затратить ресурсы для сбора аналитики.
Понимание целевой аудитории поможет в анализе ваших конкурентов и составлении портрета вашего идеального клиента, базирующегося на таких особенностях, как возраст, местоположение, должность и личные потребности.
4.Рыночная стратегия
Ваша рыночная стратегия использует информацию о целевой аудитории? Что ваш бизнес предложит покупателям из того, что не предложат конкуренты?
Для описания рыночной стратегии проработайте семь пунктов:
- продукт — включает описание ключевых выгод клиента от приобретения товара и особенности сервиса при предоставлении услуг;
- цена — стоимость продукта или услуги для покупателя;
- дистрибуция (распределение) описывает как, где и когда покупатель получает продукт или услугу;
- продвижение — включает в себя как неличные коммуникации, такие как реклама и меры по стимулированию сбыта, так и личные коммуникации, осуществляемые торговым персоналом. Может формировать добавленную стоимость для клиентов за счет формирования особенной репутации и привлечения медийных персон;
- люди — контактирующие с потребителями сотрудники компании, инфлюенсеры, ключевые клиенты),
- процесс взаимодействия между потребителем и компанией,
- вещественные и социальные доказательства: отзывы, сертификаты, публикации в СМИ, оценки экспертов.
5. Бюджет
Не этот элемент вашего маркетингового плана с ценой вашего продукта или другими финансовыми показателями компании. Маркетинговый бюджет описывает, сколько денег бизнес выделил команде по маркетингу для реализации задач и целей, заложенных в плане.
Бюджет может расходоваться на привлечение стороннего маркетингового агентства или формирование собственного отдела маркетинга, специализированное программное обеспечение, платные рекламные акции и мероприятия, привлечение инфлюенсеров, таргетированную рекламу и т.д.
6. Маркетинговые каналы
Перечислите площадки, которые вы задействуете для привлечения новых клиентов. Обязательно укажите, для чего вы будете использовать ту или иную площадку, и какие показатели станете использовать для измерения эффективности работы. По мере увеличения представленности бизнеса в соцсетях может потребоваться создание отдельного маркетингового плана по продвижению бизнеса в соцсетях, который будет учитывать требования к контенту, стоимость его подготовки и продвижения.