Какие специалисты должны входить в состав SMM-отдела небольшой компании сегодня, и почему один человек-оркестр больше не эффективен?
Сегодня SMM становится все более сложным и требовательным в плане квалификации персонала. Если раньше с базовыми знаниями о ведении группы в Facebook или канала в Инстаграм можно было получать заявки из социальных сетей и привлекать аудиторию, теперь ее требуется удивлять. Более трудоемкий в подготовке контент, сложные креативы, новые видео-форматы (IGTV, прямые эфиры), возросшая конкуренция привела к образованию новых рабочих мест в SMM-отделах брендов.
Разберемся, какие именно специалисты составляют идеальную команду по продвижению бизнеса в соцсетях.
Юрист
Может, это покажется удивительным, но для эффективного SMM продвижения все чаще требуется не только консультативная помощь, но и в активное участие юриста на постоянной основе.
О том, почему для SERM (поисковое продвижение) и репутационного маркетинга может потребоваться юрист, мы подробно рассказали здесь.
Специалист может помочь сориентироваться в законодательных актах, в частности в Законе о рекламе, подсказать, какие темы можно рекламировать открыто, и какие обходные «маневры» можно применить, чтобы обойти строгий ценз разработчиков соцсетей, а также поможет разрешить споры в договорных отношениях и авторских правах.
Таргетолог/директолог
Директолог и таргетолог или специалист, совмещающий функции обоих, ответственный за привлечения трафика методом настройки контекстной и таргетированной рекламы. В подчинении таргетолога должен быть опытный в написании рекламных текстов копирайтер, а сам таргетолог по преимуществу отвечает за технический аспект настройки объявлений и операционную деятельность по коррекции ставок. С таким распределением обязанностей можно добиться лучшего результата, так как у таргетолога, освобожденного от функций копирайтера, есть достаточное количества времени для построения и проверки гипотиз, а также для сбора баз ретаргетинга и отслеживания ставок. При этом копирайтер, специализирующийся на текстах, пишет лучшие рекламные объявления, чем таргетолог с более аналитическим складом ума.
Основываясь на опыте, таргетолог составляет техническое задание на тексты, которые оперативно подготавливает копирайтер. Запуск кампании происходит быстрее и качественнее. В случае контекстной рекламы в поисковиках, работу можно структурировать по аналогии.
Транскрибатор
В связи с увеличением важности практической ценности контента и необходимости давать личные рекомендации, повышением общего объема контента, появилась новая должность в SMM.
Транскрибатор – это человек, который расшифровывает аудио записи, переводя голос «на бумагу». Так готовятся статьи, надиктованные специалистами отрасли и руководителями компаний, также подготавливаются субтитры для видео. Расшифрованный текст затем отдается копирайтеру или редактору для дальнейшего оформления в посты для соцсетей или сценарий для видеороликов.
Копирайтер/сценарист
Вообще функции копирайтера очень обширны, и лучше в компании иметь несколько копирайтеров для разных задач, либо привлекать специалистов на аутсорс под конкретные кейсы. Но еже ли у вас один копирайтер, то он обязан уметь писать сценарии: короткие сториз или часовые прямые эфиры, цепочка писем для рассылки либо рекламный ролик на YouTube – все это требует сценария, совмещающего в себе навыки использования психологических триггеров, сторителлинга, умения ставить цели и достигать их.
Комьюнити-менеджер
Отдельный специалист для общения с пользователями в соцсетях и клиентами в оффлайне, который ценит, знает и разделяет миссию и ДНК бренда и может экологично и автономно от руководителей компании ее транслировать. Комьюнити-менеджмент – это «очеловеченный» образ бренда, которым первым реагирует на происходящие в инфополе события, а поэтому должен быть ответственным и предсказуемым для руководства компании.
Оператор-монтажер
Востребованность визуального контента вынуждает бренды нанимать штатных операторов и монтажеров, так как количество видео-контента растет с каждым годом. Если раньше снять фильм о компании или промо-ролик было событием, то сейчас бренды не видят ничего особенного в поддержании работы собственного YouTube канала с частотой публикации видео 2-3 раза в неделю. Помимо нужны отбивки для прямых эфиров, подготовка видео-обзоров товаров для сайтов и много чего еще, снятого и смонтированного с профессиональным качеством.
Фотограф
При продвижении визуальных товаров без штатного фотографа тоже сложно обойтись. Он ездит на оффлайн-события: встречи с лидерами мнений, конференции, шоу, показы, открытия новых магазинов, выставки и салоны, привозя качественный визуальный контент для соцсетей.
Дизайнер-иллюстратор
Бесплатные шаблоны для оформления постов в соцсетях никуда не делись, однако брендам требуется подчеркнуть индивидуальность как никогда. Тренды сменяются один за одним, и чтобы быть на пике важно рисовать мемы, комиксы, создавать свои коллажи не только раньше конкурентов, но и делать это со вкусом. Ища специалиста на «вольных хлебах» каждый раз, когда возникла необходимость отреагировать на челлендж или новый «мемас», вы можете просто не успеть.
Менеджер-координатор
Специалист по проектам или менеджер SMM отдела – не важно, как назвать, но крайне важно, чтобы этот человек мог координировать все SMM-продвижение. Для этого он должен уметь работать с аналитикой и статистикой, оцифровывал все этапы SMM-продвижение и маркетинговых кампаний для бренда и переводил все «охваты и лайки» в четкие и понятные KPI: прибыль, количество заявок, первичный и повторных продаж и т.д.
Необходимо, чтобы он ориентировался в современных трендах, раньше других узнавал и изучал возможность работы на новых площадках и использования свежих инструментов, а также хотя бы «по верхам» знал работу каждого из подчиненных и умел составить реалистичное по срокам и механике, адекватное требуемой задаче (привлечение клиентов, узнаваемость, вовлечение и пр.) и действительно грамотное техническое задание.