В этой статье мы разберемся, какие жанры вообще существуют в журналистике, и как их можно использовать при продвижении бренда в социальных сетях.
Для начала перечислим, какие жанры используются в журналистике в принципе. Информационные — это хроника, заметка, зарисовка, интервью (монолог, диалог, анкета), отчёт (общий, тематический, с комментариями), путевые заметки, обозрение, репортаж (событийный, проблемный, познавательно-тематический, репортаж-комментарий). Аналитические – корреспонденция, статья, обзор, рецензия. Художественно-публицистические – очерк, фельетон и памфлет.
Каждый жанр имеет присущий ему формат и стиль, размер текста, наличие или отсутствие видео- и фотоизображений, а также свои алгоритмы создания.
Художественно-публицистические жанры не используются в SMM так как они громоздкие, объемные и не очень-то подходят для интернета — даже для тех площадок, где аудитория хорошо принимает лонгриды.
Аналитические жанры в интернет-маркетинге могут применяться для продвижения сайтов с целью поисковой оптимизации, при наполнении блогов, реже – в качестве контента для представительств бренда в соцсетях.
Рецензия и обзор – форматы, которые можно с успехом применять для демонстрации экспертности специалиста и для раскрытия особенностей продукта или услуги. Предметом рецензии могут стать любые информационные явления — книги, статьи, спектакли, кинофильмы, телепередачи, игры. Обзор отличается от рецензии не просто перечислением свойств обозреваемого предмета или события с дачей ему собственной оценки, но и подведение каких-то итогов и заключений. Часто в SMM подготавливают «независимые» обзоры от лидеров мнений, где те сравнивают продвигаемый продукт с конкурентами и делают свой вывод о пользе, экономичности, долговечности и других характеристиках обозреваемой вещи.
Аналитические статьи и корреспонденция (тщательно детализированное описание какого-то явления по архивным документам или результатам собственного исследования) достаточно редко встречаются в SMM, они больше свойственны классической журналистике.
Информационные жанры в SMM с успехом и повсеместно применяются. Разберем их особенности.
Идеальный пример для понимания, что такое хроника, — это лента Twitter. По сути, это короткие новостные сообщения без заголовка на 1-2 строчки. Хронику можно использовать для новостной ленты всех соцсетей, особенно, если у вас много свежих инфоповодов, не требующих подробной трактовки. Сделать хронику более информативной можно, прикрепив к ней ссылку на развернутую информационную статью и иллюстрацию.
Заметка – это та же хроника, только чуть подробнее и с возможностью выражения собственного мнения по поводу случившегося. По сути, в жанре заметок выходит подавляющая часть интересных авторских постов в новостных лентах брендов, где в заголовке описывается суть проблематики или события, а далее на несколько абзацев раскрывается основная мысль.
Зарисовка, по сути, — всего лишь более «творческая» заметка. Используйте обилие художественных образов и витиеватый стиль изложения. Зарисовка создает больше для создания настроения и ощущения, чем для сообщения читателю точных фактов. Особенно она выручает рекламодателей, когда точных фактов нет или они «не продают». Именно в зарисовках можно доносить скрытый смысл, пропаганду, ненавязчивую рекламу.
В жанре репортажей снимаются рекламные ролики, многочисленный развлекательный и информационный контент для YouTube и сториз соцсетей. Цель его прежде всего в том, чтобы дать зрителям возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца, т.е. создать «эффект присутствия». Репортаж трудоемок, но очень хорошо вовлекает аудиторию, а поэтому рекомендуется включать в контент-стратегию.
Формат для сравнения и анализа ряда явлений за определенный период называется обозрением. При продвижении брендов это может быть статья или видео на темы: «Топ-10 лучших ресторанов, открывшихся за год», «Лучшие косметические новинки мая» и т.п. Обозрения позволяют просто и практически безгранично генерировать контент, собирая данные из открытого доступа, а также размещать скрытую рекламу в якобы независимых топах и подборках. Например, в статье «Детские спектакли на июнь» — можно набрать перечислить разные спектакли, поставив на первое-второе место тот, к которому хочется привлечь особое внимание. Такой пост не будет восприниматься как реклама, а между тем, свою функцию выполнит.
Интервью после успеха канала ВДудь в YouTube не эксплуатирует разве что ленивый. Кроме того, десятки подкастов работают по этой же схеме. Оно и понятно. Для создания интересного выпуска достаточно позвать «правильного» гостя и подготовить не самые посредственные вопросы. Это легче, чем снимать свой оригинальный контент и придумывать сценарий или же изучать вопрос самостоятельно. Если бренды обладают роскошью использовать харизматичных сотрудников компании с целью генерации контента, советуем записывать с ними интервью. Это приоткрывает внутреннюю кухню бизнеса, делает вас ближе к покупателям, вовлекает пользователей в коммуникацию, демонстрирует экспертность специалистов, а также позволяет получить большой объем качественного и оригинального контента для наполнения представительств в соцсетях относительно быстро и легко.
Отчет намного реже встречается в интернет-маркетинге, им называется формат краткого изложения события. К примеру, подробный отчет и даже стенография конференции с подробными текстовыми материалами, графиками, презентациями. Этот жанр можно рекомендовать для работы с весьма серьезной аудиторией, которой важно получать точные данные с минимумом воды (финансисты, банкиры, ученые и пр.). И даже в случае работы на такую аудиторию стоит оптимизировать отчеты, делая их удобными для просмотра через соцсети (вики-страницы, оформление статей, ссылка на облачные файлы в pdf) в мобильных версиях (крупные шрифты, удобная верстка).
SMM‑специалистам рекомендуем ориентироваться на старших коллег по журналистскому цеху, чтобы перенять от них методы и инструменты работы с информацией, которые актуальны в соцсетях и могут разнообразить и обогатить контент для соцсетей.