Качественный и всесторонний анализ конкуренции предполагает исследование степени насыщенности рынка, анализ сильных и слабых сторон конкурентов и выбор конкурентов, на которых можно «нападать» или которых стоит избегать.
Анализ насыщенности рынка
Насыщенность рынка — это степень, в которой существующие конкуренты удовлетворяют существующий рыночный спрос. Удобнее всего выходить на ненасыщенный рынок. Допустим, если на рынке не хватает французских ресторанов, то это означает нулевое насыщение в сегменте французской кухни. Однако отсутствие товара или услуги на рынке не означает гарантированного успеха. Не исключено, что для продукта также не существует рынка например, блюда из улиток или лягушек, в нашей стране.
Общим показателем насыщенности рынка является количество конкурентов. Беглое изучение интернет-каталогов компаний, таких как «Яндекс каталог», дает общее представление о том, в каких областях действует наибольшее количество фирм, а где компаний не так много. Однако было бы ошибкой судить, сравнивая только абсолютные цифры. Так, тот факт, что фирм, торгующих продуктами питания, гораздо больше, чем нефтепродуктами, ничего не значит если мы не учитываем также оптимальное количество фирм, необходимое для обслуживания данного рынка.
Простым способом изучения насыщенности рынка является посещение торговых точек и оценка интенсивности торговой деятельности. Если покупателей много (возможно, очереди), а продаж много, значит, возможно, на рынке есть место для новых участников. Также может быть использован метод «тайного покупателя», когда исследователь под видом покупателя вступает в беседу с торговым персоналом, расспрашивая о торговым персоналом, расспрашивая его о предлагаемых товарах и услугах (возможность покупки в кредит, снижение цен, транспортные услуги, примерка, гарантии и т.д.). Тайного покупателя можно эффективно использовать для анализа онлайн-торговли.
Чем больше возможностей, тем больше вероятность того, что мы столкнемся с насыщенным рынком. Здесь следует отметить, что в целом рынок новых товаров и услуг всегда ненасыщен.
Анализ сильных и слабых сторон конкурентов
Анализ сильных и слабых сторон конкурентов на первом этапе заключается в выявлении основных направлений маркетинговой деятельности (фокус на рынке, целевой рынок, позиционирование, маркетинг-микс), составление контрольного списка.
Затем проводится оценка контрагентов, представленных на исследуемом рынке, по бальной шкале.
Эта оценка может быть проведена исследователем (или будущим предпринимателем) двумя способами:
- путем личного посещения магазинов и других мест продажи продукции конкурентов (в соответствии с контрольным перечнем);
- путем составления анкеты и распространения ее среди потребителей, знающих конкурирующие фирмы.
Анализ полученных данных позволяет ранжировать предприятия (фирмы) не только по общей конкурентоспособности, но и по отдельным направлениям. Будущий предприниматель получает общее впечатление о том, как работают в отрасли (на что ориентируются конкуренты) и сможет выявить некоторые аспекты, упускаемые конкурентами из виду и использовать их как преимущества в собственном бизнесе.
Взаимодействие с конкурентами
Решение атаковать или избегать конкурентов связано с тем, что появление на рынке новой фирмы может спровоцировать определенные реакции со стороны конкурентов.
Чтобы избежать негативных из них (снижение цен с целью подорвать рентабельность, более интенсивная реклама, выпуск новой продукции, более агрессивные методы продаж, политика лояльности к клиентам), необходимо принимать правильные решения на этапе стратегического планирования выхода на рынок новой компании.
Кроме того, у каждого конкурента своя философия ведения бизнеса, внутренняя культура и убеждения, которыми движут им. Глубокое понимание менталитета конкурентов позволит начинающему предпринимателю предугадать, как будут действовать или реагировать конкуренты.
Компания имеет возможность, принимая решения о целевых потребителях, каналах распределения и стратегиях маркетинг-микса, атаковать или избегать определенных конкурентов.