Распространение информации о продуктах и услугах в соцсетях регулируется Федеральным Законом о рекламе. Рассматриваем самые важные пункты закона в плане SMM и отвечаем на основные вопросы по теме. Почему нельзя использовать самый продающий формат «до-после» и отзывы при рекламе медицинских процедур? Какие темы нельзя продвигать таргетированной рекламой?
На таргетированную рекламу и посевы в соцсетях распространяется требования Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (на момент написания статьи, это последняя редакция нормативного документа, хотя в 2018 году на рассмотрении ФАС находятся новые поправки). Мы не будем полностью цитировать весь закон, а обсудим лишь наиболее важные для интернет-маркетологов тезисы.
Какие товары и услуги нельзя продвигать в соцсетях?
1. Наркотические препараты, психотропные вещества, алкоголь и табачную продукцию.
2. Азартные игры и пари на деньги за исключением спортивного покера — по Закону о рекламе, однако покерные аффилейты и анонсы покерных ивентов и оффлайн-турниров в соцсетях также нельзя рекламировать.
3. Сайты, где производится незаконный сбор данных без согласия пользователя.
4. Запрещенную руководством соцсетей деятельность (рассылки спама, взлом аккаунтов и т.п.)
5. Порнографию, эротические товары, веб-камстудии, эротические салоны и набор персонала в них, инфо-бизнес на основе пикапа, вумбилдинга, соблазнения.
6. Медицинские услуги в области прерывания беременности.
7. Спортивные стероиды и анаболики.
8. Оружие, в том числе спортивное (с оговоркой, что можно рекламировать, к примеру подарочные ножи и оружейные сувениры, при условии предоставления документов, подтверждающих, что товар не является оружием).
9. Организации и сайты, призывающие к насилию и жестокости, а также сайты, где размещена недопустимая реклама исходя из перечисленного выше.
10. Политические партии и течения за исключением предвыборной агитации.
Какие товары и услуги можно рекламировать, но с ограничениями?
- Медицинские услуги и препараты требуют настройки таргетинга «18+», а также соблюдения нескольких условий при подготовки рекламных креативов:
— для лекарственных средств — наличие дисклеймера «Есть противопоказания. Необходима консультация специалиста»; продвижение биологически-активных добавок требует привязки дисклеймера «БАД. Не является лекарственным препаратом»; в постах про детское питание – «Требуется консультация специалиста».
— отсутствие примеров отзывов. Отзывы «счастливых пациентов» наряду с форматом «ДО-ПОСЛЕ» являются самой эффективной рекламой лекарственных средств и медицинских услуг. Однако по Закону такая реклама не допустима, так как может вводить в заблуждение потребителя. Оговоримся, что иногда модераторы соцсетей пропускают креативы с завуалированным описанием волшебных преображений от обращений к косметологам, но это является скорее исключением.
- Некоторые товары и услуги сложно продвигать в отдельных соцсетях. К примеру, реклама сервисов знакомств может быть отклонена на основе личных предпочтений владельцев ВКонтакте. Это указано в правилах.
- С рекламой эзотерических услуг также могут быть сложности. Допускается реклама астрологических прогнозов, тогда как ряд эзотерических практик приравнивается к шарлатанству и не проходит модерацию при настройке таргетированной рекламы.
- Обязательным условием рекламы интеллектуальной собственности является предоставление документов, подтверждающих авторское право. Реклама фильмов, книг и так далее должна содержать дисклеймеры, указывающие на рекомендованный возраст аудитории: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+.
Ответственность за нарушение Закона о рекламе и правил продвижения товаров и услуг в соцсетях
При несоблюдении правил проведения рекламных кампаний юридические и физические лица несут ответственность и перед законом, и перед самой соцсетью, согласие на что они дают при старте работ по настройке рекламы.
Например, юрлицо может понести наказание за административное правонарушение с наложением штрафа до 500 тыс. рублей за использование отзывов при рекламе лекарственных препаратов. Штрафы для физических лиц в этом случае значительно меньше. А, к примеру, сам ВКонтакте штрафует нечестных рекламодателей за подмены и переадресацию ссылок из рекламных креативов штрафом до 100 тысяч рублей.
Кроме того, ряд соцсетей обязует владельцев популярных сообществ размещать указание о рекламе в тексте ангажированных постов, в том числе в обзорах на товары, рейтингах заведений и так далее. В противном случае, их могут ожидать санкции вплоть до блокировки пабликов.