Зачем вообще нужны рейтинги сообществ в социальных сетях и блогов? Ведь большинство людей ведут свои страницы только для себя и для узкого круга своих друзей, нисколько не задумываясь о том – популярны ли их записи среди массовой аудитории. Однако для тех, кто использует социальные медиа в рекламных или социологических целях, а также для персонажей, желающих снискать славу в интернете, более или менее объективные рейтинги необычайно важны. С их помощью можно исследовать особенности поведения интернет-аудитории и понять свое собственное место в общей системе социальных связей рунета или отдельного сервиса. Рейтинг не только указывает на темпы развития блога или сообщества (успешные или провальные), но и показывает соотношение с основными конкурентами. Выход в топ или в верхние строчки рейтинга может стать дополнительным пиаром проекта, позволяющим привлечь к нему внимание новых клиентов или заинтересованных лиц.
Понятно, что любой рейтинг имеет ряд минусов: несправедливая система расчета, дающая преимущество тем, кто уже давно развивает свою интернет-площадку, применение отдельными недобросовестными пользователями методов искусственных накруток и т.н. ботнетов и мн. др. Тем не менее существование рейтинга добавляет динамики и драйва пользователям ресурса, повышает общий трафик и увеличивает денежную прибыль сервиса (нацеленные на это различные преимущества платных аккаунтов, таргетированная и баннерная реклама, услуга по выводу в топ записей и проч.).
Топовые блогеры, сообщества и записи обсуждаются многими, и интерес к этому не пропадает. Это можно объяснить психологией масс, которым не чужд спортивный азарт выявления ответов на извечные по своей наивности вопросы типа того, кто самый лучший, читаемый, популярный и проч. Кроме всего прочего, рейтинги облегчают поиск интересных сообществ и блогов для потенциальных читателей, знающих приблизительно о чем им интересно читать, но профессионально не ориентирующихся в просторах рунета, – именно поэтому хорошие рейтинги должны быть максимально разнообразны (помимо общего рейтинга, интерес вызывают рейтинги отдельных сервисов, а также рейтинги, построенные по географическому и тематическому принципам – условно говоря, кто самый популярный блогер в Самарской области, список самых авторитетных сообществ, посвященных туризму или политике и т.п.)
Не случайно, что существующий рейтинг блогов Яндекса притягивает к себе внимание многих СМИ и представителей бизнеса. Именно у топовых блогеров заказывают рекламные посты, поэтому стать топовым блогером (а это слава + возможность заработать) стремятся очень многие. Несмотря на то, что этот рейтинг блогов, наверное, самый авторитетный в рунете, — к нему имеется множество претензий. Это редкая обновляемость (иногда реже 1-2 раз в месяц), несоответствие отображаемого количества читателей их реальному количеству, слабая индексация страниц в социальной сети «В контакте», многие из которых по посещаемости превосходят раскрученные блоги на других сервисах — для них кстати до сих пор не создан отдельный рейтинг, как это сделано для блогов Живого журнала, twitter-аккаунтов, автономных блогов, дневников LiveInternet, аккаунтов Diary и блогов Я.ру.
Редакция самого популярного в России блогохостинга LiveJournal в начале этого года изменила принцип расчета внутреннего рейтинга блогов своей платформы. Если поначалу в рейтинг попали лишь 2000 наиболее популярных дневников, то совсем скоро в нем стали индексироваться все блоги и сообщества, каждому из которых начисляется свой социальный капитал, исходя из реальной активности и веса его подписчиков. Однако главный недостаток этого рейтинга – его гипердинамичность – за сутки блог может подняться или упасть на 1000 и более позиций. Это другая крайность, которая не позволяет дать более-менее четкую картину подлинной популярности блогера, скачущего в этом рейтинге подобно зайцу, за которым гонятся голодные волки. Заметное оживление Живого журнала (простите за тавталогию) могло бы произойти за счет введения дополнительных рейтингов популярности блогеров по регионам. Пока что сделан лишь отдельный рейтинг для блогеров Украины, однако, не составляет труда сделать свои рейтинги для регионов Российской Федерации, стимулируя местных пользоватей проводить больше времени на ресурсе (людское тщеславие еще никто не отменял!). Ощущается нехватка и тематических рейтингов – существующий поиск по интересам безнадежно устарел. Введение рейтинга по основным темам, как-то: культура, политика, общество, техника, бизнес, религия, развлечения, фотографии и др. – также могло бы способствовать укреплению социальных связей между пользователями и их большему группированию по схожим интересам.
В социальной сети Mail.Ru «Мой Мир» есть свои рейтинг и каталог сообществ, позволяющие быстро найти популярный форум с интересующим пользователя контентом. Однако этот рейтинг строго привязан к количеству участников, хотя это не является единственным объективным показателем авторитетности сообщества.
Рейтинг топ блогов рунета Yablor.Ru мало что добавляет к картине, создаваемой рейтингом популярных записей Живого журнала, однако, ежедневно обновляемый подраздел «Видео» — вызывает некоторый интерес, поскольку видеоролики играют все более значительную роль в мире интернета.
На видеохостинге Youtube поиск интересного видео затруднен архаичной системой категорий, в которых есть всего-навсего 12 разделов: транспорт, юмор, развлечения, фильмы и анимация, компьютерные игры, хобби и стиль, общество, люди и блоги, животные, наука и техника, спорт, путешествия и события. Отсутствуют такие важные разделы как: политика и культура. Практически отсутствует рейтинг по географическому и тематическому принципам – все измеряется количеством просмотров отдельного ролика или канала в целом, но узнать об этом можно лишь попав на конкретный канал или ролик.
Своеобразным ориентиром в микроблоггинге Twitter является проект The Twi Journal, ежедневно делающий подборку трендов твиттера (популярные хештеги и мемы, фотографии, видео и проч.).
Большой проблемой сегодня является отсутствие рейтинга сообществ и личных страниц (постепенно превращающихся в сложные не то блоги, не то сообщества) в сети «В контакте» — самой популярной социальной сети в России. Отсутствие такого рейтинга сдерживает полномасштабное развитие этого ресурса, поскольку пользователи и эксперты психологически не воспринимают в качестве цельной инфосоциальной системы существующую в контакте сеть микроблогов. Введение статистики посещаемости личных страниц, сложной структуры географических рейтингов (наиболее популярные страницы в таком-то регионе) также могло бы открыть новые возможности для ресурса и дать ему дополнительные очки в борьбе за пользователя со своими конкурентами (прежде всего, блогохостингами типа ЖЖ).
Разумеется, это лишь некоторые самые общие соображения о существующих рейтингах – за ними не всегда стоит гнаться, поскольку порой важнее твердое и поступательное развитие с лояльной аудиторией, чем скачкообразные рывки с наплывом неконтролируемых масс пользователей, оставляющих больше негатива, чем конструктива.