Фейк (fake) – дословно фальшивка. Слово, появившееся в середине девяностых в широком обиходе благодаря одноименному японскому мультфильму, – на современном «околокомпьютерном» сленге означает фальшивый аккаунт в социальной сети. Есть и более широкое толкование, обозначающее любую фальшивую информацию, размещенную в Интернете. Свободные правила регистрации в социальных сетях подготовили благодатную почву для создания фейков – особенно широко развернулось подобное творчество в социальной сети вконтакте.
Мотивация у людей, создающих фейки, может быть разноплановая: кто-то создает фейковые аккаунты просто с целью позабавиться, спрятаться за кем-нибудь известным и знаменитым, спамеры используют фальшивые страницы для пиара знаменитостей – к примеру, размещая ссылку на сайт в строчке статуса страницы. Есть и третий вариант: страницу может использовать недоброжелатель, с целью нанести ущерб имиджу публичного человека, либо с целью совершения мошеннических действий.
Мы провели поверхностный мониторинг фейков известных людей, зарегистрированных на сайте вконтакте. Заранее допущу оговорку, что часть страниц может принадлежать настоящим однофамильцам. В списке всего 14 фамилий, принадлежащих в основном мировым политическим и религиозным деятелям.
4000 аккаунтов – Дмитрий Медведев
2689 аккаунтов – Владимир Путин
1376 аккаунтов – Иосиф Сталин
1192 аккаунта – Владимир Ленин
1182 аккаунта – Адольф Гитлер
613 аккаунтов – Барак Обама
431 аккаунт – Джордж Буш
243 аккаунта – Леонид Брежнев
219 – Наполеон Бонапарт
156 аккаунтов – Рамзан Кадыров
72 аккаунта – Анатолий Чубайс
29 аккаунтов – Берл Лазар
26 аккаунтов – Муаммар Каддафи
10 аккаунтов – Патриарх Кирилл (Гундяев)
Что делать если Вы обнаружили собственный фейк в социальной сети?
Если Вам стало известно, что в социальной сети появились подложные аккаунты – лучше всего незамедлительно принять меры противодействия. Если речь идет о вконтакте – наиболее действенной мерой будет обратиться в офис компании: администрация удалит фальшивые аккаунты. В случае с Facebook все гораздо сложнее. Компания зарегистрирована в США, поэтому переговоры могут занять много месяцев, при этом положительный исход не гарантирован.
Пожалуй, одной из наиболее эффективных мер станет не борьба с фальшивками, а создание собственной страницы. Так, значимым событием в жизни рунета стала презентация страницы президента РФ Дмитрия Медведева на сайте ВКонтакте. Как оказалось позднее, свой аккаунт на ВК Медведев зарегистрировал еще более двух лет назад – все это время страница президента существовала параллельно с аккаунтами однофамильцев и огромным количеством фейков.
Масштабная презентация страницы президента с анонсированием ее через ведущие СМИ и лидеров социальных-медиа позволила пользователям сориентироваться в том, где настоящий Медведев, а где фальшивки. Примерно за полгода до презентации страницы президента, продвижение своей страницы организовал олигарх Михаил Прохоров, активно занимавшийся политическим пиаром. С целью привлечь пользователей к своей официальной странице Прохоров даже запустил таргетированную рекламу. Для SMM в российском сегменте интернета-продвижение персоны посредством таргета в социальных сетях было явлением абсолютно новым на тот момент. Тем не менее, тенденция наметилась довольно четко: создание и продвижение личных и публичных страниц в социальных сетях – в ближайшем будущем может стать атрибутом политиков, общественных деятелей и бизнесменов, стремящихся к известности.