За последние пять-шесть лет рынок рекламных услуг претерпел колоссальные структурные изменения. По сути, произошла новая медиа-революция, внесшая свои коррективы в мир рекламы. Если еще 10-15 лет назад определяющим фактором успеха того или иного бизнес-проекта был телевизионный эфир, дополняемый газетными публикациями и уличными растяжками, то теперь основной массив активной аудитории переместился в Интернет. Еще более укрепило эту тенденцию стремительное развитие социальных сетей.
Можно утверждать, что SMM из вспомогательного ответвления деятельности рекламных агентств превратился в новую практически независимую отрасль рекламы. Как следствие этого, произошел стремительный рост спроса на качественные SMM-услуги, удовлетворить требования рынка на надлежащем уровне рекламные агентства смогли лишь некоторое время назад. До сих пор сохраняется тенденция, когда спрос пусть незначительно, но превышает предложение.
В качестве реакции на произошедший рост рыночного сегмента, возник определенный кадровый голод на рынке SMM-услуг. Опытных специалистов оказалось значительно меньше, нежели это требовалось рынку на тот момент, что не могло не сказаться на качестве оказываемых услуг.
Сегодня на рынке SMM-услуг действуют несколько десятков крупных SMM агентств с профессиональным штатом сотрудников. Также на рынке функционирует не поддающееся точному подсчету количество агентств-однодневок и фрилансеров, предлагающих SMM-услуги в том или ином виде, – как правило, качество оказываемых ими услуг оставляет желать лучшего.
Констатируем факт: качественные SMM-услуги – не могут стоить дешево. Подобный вывод обусловлен в силу ряда объективных причин:
Во-первых, полный комплекс качественных SMM-услуг может оказывать только развитая компания, имеющая постоянный штат профессиональных сотрудников. Относительно высокая стоимость услуг складывается за счет разветвленной структуры самой компании, а также уровня заработной платы. Профессионалы рынка высоко ценят свое время свои и услуги.
Во-вторых, профессиональные компании в своем абсолютном большинстве имеют развитую сеть виртуальных агентов, на создание которой требуются значительное время и средства. Подход непрофессионалов – спешное создание базы виртуальных агентов под задачи конкретной рекламной кампании, что отражается на общем восприятии услуг пользователями паутины.
Давайте, попробуем рассмотреть в качестве примера скрытый маркетинг на форумах. Итак, для обеспечения уверенной работы необходима сеть виртуальных агентов пользующихся определенным доверием пользователей. Регистрацию на форуме необходимо производить не в один день, а желательно и не в один месяц. Опытные форумчане и администраторы с легкостью вычисляют агентов влияния, если они зарегистрированы в одно время либо с малым интервалом. Помимо этого, у агента должна быть достоверная анкета, большая история переписки, определенный «авторитет» среди участников сообщества. Естественно, у новичков предлагающих свои услуги в области скрытого маркетинга на форумах, такой базы попросту нет. Назвать скрытым маркетингом переписку двух недавно зарегистрированных персонажей с несколькими комментариями в истории – можно лишь с очень большой натяжкой. Отдельный разговор – качество сценариев для скрытого продвижения бренда. Для написания качественного сценария необходимы несколько факторов: хорошие навыки работы с текстом и его интерпретацией, умение прочувствовать стиль общения аудитории, понимание специфики продукта или бренда, продвижением которого занят агент. Разумеется, чтобы совместить все три составляющих и предложить качественный продукт маркетолог должен обладать солидным опытом. Попытка выполнения услуги непрофессионалом чревата — вреда от такого пиара будет дже больше, чем пользы.
Теперь в качестве примера можно поговорить о блогерах. Продвижение в блогосфере – признано одним из самых эффективных инструментов в арсенале SMM. Самым простым способом продвижения будет покупка постов либо комментариев на ресурсе типа блогун. Приобретая такого рода услугу, клиент забывает, что исполнители, скорее всего, будут низкого качества – топовые и авторитетные блогеры, как правило, не выставляют услуги своего журнала на открытую продажу. Зато имеют своих постоянных рекламодателей – SMM-агентства, с которыми налажено сотрудничество.
Вывод: доверяя продвижение своего бренда дилетантам, клиент сильно рискует. Желание сэкономить может привести к негативному результату, когда вместо эффективного продвижения будут оплачены услуги сомнительного качества. Определенные гарантии от подобных рисков сможет предоставить сотрудничество с компаниями-профессионалами, имеющими долгую историю и надежную репутацию.