В этой статье мы рассмотрим разные аспекты данной проблемы, и какие риски возникают для компании, в штате которой работает «выгоревший» SMM-щик.
Работа SMM-специалиста требует постоянного взаимодействия с аудиторией, решения конфликтных ситуаций и поддержания интереса к бренду. Такие условия труда могут привести к усталости, дестабилизации психо-эмоционального состояния, потери интереса к работе, — другими словами, «выгоранию».
Причины психологического выгорания у SMM-специалистов
Постоянный стресс
SMM-специалисты ежедневно сталкиваются с негативом и критикой. Им приходится удовлетворять зачастую противоречивые запросы со стороны руководства, работать в условиях сжатых сроков, перерабатывать большой объем входящей информации, которую зачастую сложно перепроверить достоверно за короткое время. При этом цена ошибки — достаточно высокая. Все это может привести и приводит к хроническому стрессу. Постоянное давление со стороны руководства и необходимость быстро реагировать на негативные комментарии клиентов усиливают напряжение.
Высокие ожидания
Работа в социальных сетях требует постоянного присутствия и активности. Высокие ожидания от руководства и аудитории создают дополнительное давление, которое способствует выгоранию. Рано или поздно, работа SMM-щика превращается из свободного плавающего графика, в работу 24/7, так как всегда может прийти сообщение, появится негативный отзыв, инфоповод, на который нужно отреагировать.
Необходимость подготовить контент в отложенные на время отпуска и выходных, создает двукратную нагрузку до ухода в долгожданный отпуск и сразу после возвращения.
Даже если контент готов, запланирован, то остается вероятность технических сбоев, ошибок, изменений контента после утверждения.
SMM-щик при кажущейся свободе и возможности удаленной работы, приходит рано или поздно к тому, что он привязан к смартфону или ноутбуку на выходных, вечерами, в отпуске.
Монотонность работы
Постоянное выполнение однообразных задач, таких как публикация контента, мониторинг комментариев и ответы на вопросы, может вызывать ощущение рутины и снижения мотивации. Кстати, именно по причине снижения интереса и мотивации из-за рутинизации процессов, иногда вы можете получать намного более интересный контент вначале сотрудничества со специалистом, а не тогда, когда, казалось бы, он приобрел больше опыта и знаний о вашем продукте.
Недостаток поддержки
Отсутствие поддержки со стороны коллег и руководства усугубляет чувство изоляции и беспомощности. Это особенно актуально для удаленных работников, у которых ограничены возможности для личного общения и взаимодействия с командой. По сути, они всегда на работе, поэтому не всегда могут в достаточной мере проводить время в социуме, а общения с коллегами, как это происходит во многих других рабочих сферах нет. Таким образом, творческому человеку просто не откуда брать яркие эмоции, которые он обязан демонстрировать через соцсети бренда.
Влияние выгорания на продуктивность
Когда мы поняли истоки выгорания, определим, к чему оно приводит.
Снижение эффективности
Выгорание приводит к снижению концентрации, ухудшению памяти и способности принимать решения. SMM-специалисты, страдающие от выгорания, менее продуктивны и допускают больше ошибок в работе.
Ухудшение качества контента
Снижение креативности и эмоциональной вовлеченности негативно сказывается на качестве создаваемого контента. В результате посты, видео, сториз становятся менее интересными и привлекательными для аудитории.
Рост конфликтов
Неспособность эффективно решать конфликтные ситуации, снижение толерантности и адекватно работать с негативными комментариями может привести к ухудшению отношений с клиентами и снижению репутации бренда.
Увеличение текучести кадров
Выгорание часто приводит к увольнению сотрудников, что создает дополнительные проблемы для компании в виде необходимости поиска и обучения новых специалистов. По сути, нормальный SMM для бренда можно делать лишь, когда ты разобрался в продуктах и услугах, логистике услуг, алгоритмом работы с входящими клиентами в данной компании. Даже опытный и профессиональный сотрудник заходя на данную должность, может нуждаться в нескольких месяцах обучения и притирки.
Риски для компании с «погасшим» SMM-специалистом
Потеря аудитории
Низкое качество контента и недостаточное взаимодействие с аудиторией могут привести к потере подписчиков и снижению вовлеченности. Это, в свою очередь, снижает эффективность маркетинговых кампаний и общую репутацию бренда.
Ухудшение имиджа бренда
Несвоевременные ответы на комментарии, игнорирование негативных отзывов и конфликтные ситуации с клиентами могут негативно сказаться на имидже компании. Негативные отзывы распространяются быстро и могут отпугнуть потенциальных клиентов.
Снижение доходов
Выгорание SMM-специалистов напрямую влияет на результаты маркетинговых кампаний. Снижение вовлеченности и интереса к бренду приводит к сокращению числа клиентов и снижению доходов.
Способы предотвращения выгорания
Внедрение режима работы и отдыха
Поощряйте сотрудников делать регулярные перерывы в работе, организуйте фиксированные смены и или четко оцифрованный гибкий график (время, когда сотрудник должен быть на связи). Важно обеспечить баланс между работой и личной жизнью, чтобы избежать перенапряжения. Обсуждайте возможность ответов на входящие лиды не только через чат-боты, но и частичное делегирование данной функции на другого специалиста в период отпусков и больничных.
Поддержка и обучение
Создайте систему поддержки для SMM-специалистов. Это могут быть регулярные встречи с коллегами, где обсуждаются проблемы и находят решения, а также тренинги по управлению стрессом и развитию навыков общения с клиентами. Позволяйте SMM-щику на практике, а не в теории знакомится с вашим продуктом и услугой: на производстве, в учебном центре, в офисе. Позвольте ему провести несколько рабочих смен или часов с разными специалистами вашей компании, чтобы узнать “кухню” изнутри.
Разнообразие задач
Предоставьте возможность выполнять разные задачи, чтобы избежать рутины. Это может включать участие в разработке стратегии, создание креативного контента, проведение исследований, анализ данных, участие в организации различных офф-лайн маркетинговых акциях с другими коллегами.
Признание и вознаграждение
Регулярное признание достижений и поощрение за успехи способствуют повышению мотивации и предотвращают выгорание. Это могут быть как материальные вознаграждения, так и моральное признание.
Обеспечение ресурсов
Обеспечьте сотрудников необходимыми инструментами и ресурсами для выполнения их работы. Это могут быть современные программные продукты для управления социальными сетями, аналитические инструменты, смартфоны, камеры, штативы и реквизит для съемок, доступ к обучающим материалам.
Организация мероприятий
Мероприятия, направленные на сплочение коллектива и улучшение морального климата, особенно важны для сотрудников на удаленке. Это могут быть корпоративные мероприятия, тимбилдинги или просто неформальные встречи для подведения итогов.
Психологическое выгорание у SMM-специалистов — серьезная проблема, влияющая на продуктивность сотрудников и успех компании. Предотвращение выгорания требует комплексного подхода, включающего поддержку, обучение, признание достижений и создание благоприятных условий труда. Важно своевременно распознавать признаки выгорания и принимать меры для его предотвращения, чтобы сохранить продуктивность и мотивацию команды.