Стратегия бизнеса в условиях неопределенности

Как составить стратегический план для своей компании, если у вас нет уверенности в завтрашнем дне?

Реальность такова: каждое отдельное решение в вашей организации — это выбор в условиях некоторой неопределенности. На практике в конечном итоге мы основываем каждое решение на возможных результатах и ​​наилучших прогнозах о том, как будут развиваться события в будущем. Мы все согласны с тем, что принятие решений должно основываться скорее на объективных данных и анализе, чем на интуиции и субъективных догадках.

Но здесь есть две проблемы: во-первых, может быть сложно собрать данные. Во-вторых, данные говорят вам о прошлом, но абсолютно ничего не говорят о будущем.

Итак, как создать данные, которые помогут вам предсказать события в будущем?

К счастью, есть инструмент, который вы можете использовать для стратегического планирования, который поможет вам точнее предсказать будущее и сделать лучший выбор в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Что такое сценарное планирование?

Сценарное планирование делает предположения о том, каким будет будущее, и как ваша бизнес-среда изменится со временем в свете этого будущего.

Еще точнее, сценарное планирование — это выявление определенного набора неопределенностей, различных «реальностей» того, что может произойти в будущем вашего бизнеса.

Звучит поверхностно, однако построение этого набора предположений — вероятно, лучшее, что вы можете сделать, чтобы помочь своей организации в долгосрочной перспективе.

Например, фермеры используют сценарии, чтобы предсказать, будет ли урожай хорошим или плохим, в зависимости от погоды. Это помогает им прогнозировать свои продажи, затраты на уборку и хранение урожая, а также свои будущие инвестиции в посевной материал на следующий год.

Военные учреждения используют сценарное планирование в своих операциях и маневрах, чтобы справиться с любыми чрезвычайными ситуациями, предвидя последствия каждого события. В этом случае сценарное планирование буквально вопрос жизни и смерти. 

Сценарное планирование в вашей организации может привести к снижению затрат, рисков и уменьшению количества упущенных возможностей. 

Как использовать сценарное планирование?

Идея очень проста: метод направлен на определение ваших критических неопределенностей и разработку правдоподобных сценариев, в которых прописывается наиболее эффективная реакция компании на возможные вызовы. Если вы осознаете, что может произойти, вы с большей вероятностью справитесь с тем, что произойдет.

Процесс разработки сценария состоит из 4 важных шагов. После определения движущих сил и критических неопределенностей на ближайшие месяцы или годы цель состоит в том, чтобы разработать 4 различных сценария, которые наиболее вероятны. Лучший способ выполнить все эти шаги — организовать мастер-классы среди сотрудников во главе с компетентным модератором, во время которых все участники проводят мозговой штурм вместе, это поможет вам найти креативные решения.

4 сценария — это малая толика возможных исходов, но даже их будет достаточно, чтобы быть более подготовленными к решению возникающих задач.

Процесс создания собственных сценариев очень прост. Следует выполнить несколько последовательных шагов.

Определите движущие силы, влияющие на ваш бизнес

Для начала вы должны обсудить с коллегами, партнерами и привлеченными экспертами, какие наиболее вероятные изменения произойдут в обществе, экономике, технологиях и политике в будущем, и предположить, как они повлияют на вашу компанию.

Определите критические факторы неопределенности

После того, как вы определили свои движущие силы и составили список, выберите только две из них (те, которые оказывают наибольшее влияние на ваш бизнес). Например, двумя наиболее важными факторами неопределенности для агропромышленных компаний являются цены на продукты питания и потребительский спрос.

Разработайте ряд вероятных сценариев

Цель третьего шага состоит в том, чтобы сформировать своего рода матрицу с двумя критическими неопределенностями в качестве осей. В зависимости от того, какое направление примет каждая из неопределенностей, вы можете нарисовать четыре возможных сценария на будущее.

Обсудите последствия

На этом заключительном этапе следует обсудить различные последствия каждого сценария и начать пересматривать свою стратегию: установить свою миссию и цели, принимая во внимание каждый сценарий.

Некоторые подводные камни, которых следует избегать при сценарном планировании

Огромное множество возможных вариантов развития ситуации могут парализовать волю и демотивировать. Не пробуйте объять немыслимое количество сценариев, стройте свои гипотезы, сосредотачивая усилия на 2 неопределенностях для начала, затем расширьте это количество до четырех.

Еще одна распространенная ошибка — полагать, что вы должны выбрать один конкретный сценарий и построить свою стратегию вокруг него. Сценарное планирование заключается не в выборе одного варианта на будущее, а в рассмотрении всех возможных результатов для разработки стратегии, которая выдержит испытание всеми наиболее вероятными сценариями будущего.

При разработке различных сценариев старайтесь не смотреть на краткосрочную перспективу, то есть например вашего существующего рынка, продуктов или конкурентов. Не стесняйтесь заглядывать далеко вперед, предвидя, какими будут рынок и конкуренты в ближайшие годы. Одним словом, в сценарном планировании важен творческий подход.

Как вы могли заметить, сценарное планирование — это скорее субъективный метод, позволяющий вести диалог внутри компании, чем анализ, основанный на данных, и именно это придает ему силу.

Если вам понравилась статья — поделитесь!
Запись опубликована в рубрике Обучение SMM и имеет тэги , .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *