Недавние скандалы вокруг Facebook показывают, что алгоритмы и нарушение конфиденциальности имеют значение. Они могут причинить людям психологический и социальный вред. Особенно это касается молодых людей с еще не сформированными психологическими защитами. Какова роль общественности в этом вопросе?
The Wall Street Journal недавно опубликовал серию статей под названием The Facebook Files. В них автор показывает, что Facebook в мельчайших подробностях знает, что его платформы пронизаны недостатками, которые наносят вред пользователям. Инсайдерские документы, полученные WSJ, включали отчеты об исследованиях и внутренние презентации для высшего руководства Facebook. Все они неоднократно доказывают, что Facebook и Instagram пагубно влияют на пользователей, особенно на молодых людей.
Исследователи в Instagram, который принадлежит Facebook (теперь Meta), годами изучали, как его приложение для обмена фотографиями влияет на миллионы молодых пользователей. Они снова и снова обнаруживали, что Instagram вреден для психического здоровья. Например, в одной из просочившихся презентаций говорилось, что 32% опрошенных девочек-подростков сказали, что Instagram усиливает их комплексы по поводу внешности и способствует ухудшению психологического состояния.
То же самое касается и самого Facebook. В то время как Марк Цукерберг признал, что Facebook может причинить вред некоторым образом (например, заставляя людей чувствовать себя более одинокими), он утверждает, что «существует определенный циничный элемент» или пессимистическое отношение к воздействию социальных сетей, которое упускает из виду все их преимущества.
Но собственное исследование Facebook приходит к выводу о реальном вреде соцсети для ее пользователей. В одной из презентаций инженеры Facebook рассказали, как в 2012 и 2013 годах они провели «эксперимент с настроением» среди почти 700 000 ничего не подозревающих пользователей Facebook. Инженеры манипулировали содержанием новостных лент «подопытных» пользователей, сообщения которых были автоматически отфильтрованы в соответствии с тем, что, по мнению Facebook, может понравиться каждому пользователю.
Экперимент показал, что настроение пользователей меняется в зависимости от выдачи новостной ленты, при этом это влияние огромное.
Так как же общественность может изменить ситуацию в цифровом мире? Во-первых, аудитория может добиться от Facebook/Instagram большей прозрачности в отношении того, как работает их алгоритм, и как они фильтруют информацию для предоставления ее пользователям.
Также аудитория соцсетей и социальные активисты могут настаивать на том, чтобы Facebook использовал гуманистические подходы, а не технологии, в качестве основы для разработки своих продуктов. Текущие алгоритмы были созданы с одной целью — вовлеченность и время на платформе. Но как мог бы мир измениться к лучшему, если бы психологическое здоровье пользователя было той целью и логикой, которая управляла алгоритмом, а лента при этом оставалась интересной?
Наконец, Facebook должен быть более прозрачным в отношении личных данных. Громкий скандал об утечках личных данных способствовал появлению общественной дискуссии. Людей ужасает то, что влиятельные корпорации, владеющие соцсетями, могут просто отказаться сообщать, какую именно информацию о пользователях они собирают и для чего ее используют. В экономике внимания безграничное владение информацией становится новой валютой и дает такие же безграничные возможности и влияние.
Потребители играют активную роль в том, чтобы подтолкнуть компании к созданию более качественных продуктов, отказавшись использовать Facebook или Instagram, если они продолжат идти по пути закрытости и негуманистических технологий. Правительство влиятельных стран также может играть ключевую роль в обеспечении того, чтобы технологии продвигали людей вперед, а не наносили им психологический и социальный вред. Это было эффективно с крупными табачными компаниями, и это можно сделать снова с крупными социальными сетями. Люди по-прежнему могут курить, если захотят, но теперь они делают это с полным осознанием последствий и с минимальным дискомфортом для окружающих. Меньше десяти лет назад курение в барах и ночных клубах было абсолютной нормой, сейчас же курящий в общественном месте человек воспринимается как маргинал. Тоже самое может случиться с социальными сетями, которые сейчас являются непрерикаемыми авторитетами, но могут быть так же как курение стать общественной угрозой.
В настоящее время Facebook не предоставляет своим пользователям достаточно информации о том, как именно компания использует свои данные и кому они их продают (и Facebook признал это). Потребители продуктов Facebook и политические регуляторы подталкивают компанию к изменению политики в отношении конфиденциальности данных и большей прозрачности в отношении использования собранной информации, а также уменьшения ущерба от соцсетей для психики пользователей. Развитие этого процесса может привести к дальнейшим изменениям работы соцсетей, которые обязательно скажутся на деятельности интернет-маркетологов.