С увеличением доступности мобильных коммуникационных устройств – планшетов, смартфонов, и появления возможности выходить в Интернет практически из любой точки, где бы человек не находился, на рынке интернет-сервисов появился новый тренд – социальные геолокационные сервисы. Пик появления и массового распространения геосервисов на Западе пришелся на 2010 год, тогда как в России геосервисы лишь набирают обороты. Что это и как их можно использовать в рамках программы повышения лояльности клиентов и продвижения товаров и услуг мы рассмотрим ниже.
Геосервисы позволяют пользователем отмечаться в определенных географических точках и сообщать о своем месте дислокации друзьям и другим пользователям сервиса. Определение местоположения производиться по привязке к MAC адресу, IP, при обработке данных, встроенных в программное обеспечение компьютера или мобильного устройства. Пользователи добровольно сообщают о своем месте нахождения, регистрируясь на сервисах и разрешая доступ приложению к своим данным, а также отмечая свое присутствие на интерактивной карте с помощью нажатия нескольких кнопок, так называемый «check in». «Чекинясь» в местах своего пребывания пользователи могут выстраивать виртуальные маршруты, делиться информацией о посещаемых заведениях и учреждениях, оставляя отзывы о них.
Степень доступности контента пользователи определяют сами, разрешая просматривать эту информацию только своим друзьям или всем пользователям геосервиса, или настраивая экспорт данных из геосервиса в социальные сети.
На данный момент существует около десятка популярных геосервисов, среди которых на Западе наиболее заметны Google Latitude, Loopt, FourSquare, Gowalla; среди российских геосервисов большой популярностью пользуются AlterGeo и Pososedstvu. Геосервисы бывают и узко профильные, посвященные конкретной теме и объединяющие людей определенного рода занятий или интересов. Пример узко специализированного русскоязычного геосервиса katushkin.ru — сервис позволяет находить компанию для совместного катания на роликах, сноубордах, велосипедах, скейтах, знакомиться с теми, кто катается неподалеку и общаться по интересам.
Так как геосервисы – это логическое продолжение интеграции интернета в повседневную жизнь, то они, так же как и уже ставшие традиционными социальные сети, активно задействуются в рамках SMM кампаний. Особенно эта тенденция проявляется в США, где такие гиганты как Mc Donald’s используют FourSquare и другие социальные геолокационные сервисы для продвижения своих услуг и товаров.
Варианты использования геосервисов для продвижения очень разнообразны. Кампании могут формировать контент геосервиса, отмечать собственные магазины и заведения, публиковать отзывы о них от имени независимых пользователей, способствуя росту популярности заведений. Очень часто потенциальные клиенты просто не знают о салонах красоты, магазинах и кафе, которые находятся в ближайшей удаленности от их работы или дома. Данные сервисы позволяют воздействовать на узко таргетированную по географическому принципу аудиторию.
Геосервисы используются в рамках повышения лояльности клиентов. Для этого клиентам различных развлекательных заведений и ресторанов выдают карты постоянных покупателей, которые при использовании позволяют регулярно «чекиниться» в данных местах. Представители брендов поощряют своих клиентов, которые чаще всего появляются и отмечаются в заведениях-участниках акции, подарками, а пользователи геосервиса видят информацию о наиболее посещаемых местах и отзывы о них. Некоторые геосервисы, такие как AlterGeo предоставляют возможность получать скидки и взаимодействовать с брендом на особенных условиях.
В рамках множества геосервисов развита программа по поощрению пользователей и рейтинговая система. Когда пользователь больше других отмечается в каком-то месте, он назначается его «мером». Это превращает использование сервиса с одной стороны в игру, а с другой поддерживает постоянный интерес пользователей. Бренды используют эту качественную особенность в своих интересах, поощряя «мэров» своих заведений подарками.
Одна из возможности использования инструмента – участие в благотворительности. Компании перечисляют определенной количество средств в благотворительные фонды за каждый «check in» своих клиентов, таким образом, поощряя клиентов возвращаться в свои заведения снова и снова.
У социальных геолокационных сервисов хороший потенциал для продвижения новых заведений и мероприятий, таких как выставки, ярмарки, концерты, — с помощью сервиса можно быстро оповестить людей о прохождении того или иного действия в ближайшей удаленности от них. Некоторые геосервисы предоставляют информацию в виде интерактивной афиши и помогают пользователям определить, куда пойти и чем заняться в свободное время.
Российский бизнес еще только осваивает инструменты SMM для налаживания коммуникации со своими реальными и потенциальными клиентами, и лишь немногие компании представлены в геосервисах и проводят регулярную работу с ними, и как любое «непаханое поле» для бизнеса – это реальная возможность обогнать конкурентов.