Меньше недели осталось до президентских выборов 4 марта, в которых участвуют пять кандидатов: Владимир Путин, Геннадий Зюганов, Михаил Прохоров, Владимир Жириновский и Сергей Миронов. Одной из разновидностей агитационного противостояния в интернет-пространстве стала т.н. война видеороликов в поддержку кандидатов, большая часть которых размещается на самом популярном видеохостинге в мире – сайте YouTube, и уже оттуда вирусным методом распространяются по блогам и страницам в социальных сетях.
Похоже, впервые российская власть решила эффективно использовать оружие, которое до этого обычно использовала против нее оппозиция. Напомню, что основной кандидат в президенты и по совместительству премьер-министр РФ, а также экс президент России, национальный лидер, гарант стабильности и т.д. и т. п. – Владимир Путин во время своей прямой линии 15 декабря 2011 на вопрос о том, как он относится к интернету заявил следующее: «Если власти или кому-то не нравится то, что происходит в Интернете, есть только один способ противостоять – на той же интернетной площадке предлагать другие варианты и подходы решения этих проблем, которые в Интернете обсуждаются, и делать это более креативно, интересно и собирать большее количество сторонников».
Именно по такому пути пошли сторонники Путина, «Единой России» и Общероссийского Народного фронта, запустив на YouTube серию видеороликов «Почему я голосую за Путина», в которых знаменитые деятели культуры агитируют за ВВП. В подобных роликах снялись Олег Табаков, Евгений Миронов, Сергей Трофимов (более известный по своему псевдониму – Трофим), Валерий Гергиев, Татьяна Тарасова, Алиса Фрейндлих, Стас Михайлов, Юрий Башмет, Михаил Галустян, рэпер Тимати и многие другие. Каждый из них нашел специальные слова, чтобы показать необходимость именно такого выбора для своей целевой аудитории.
Однако наибольшее внимание привлек видеоролик «За Путина!» с участием заслуженной артистки РФ и одного из учредителей благотворительного фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой. В СМИ появились догадки о том, что актрису просто заставили сняться в этом ролике, угрожая перекрыть финансирование фонда и Центра детской гематологии. Все это вызвало шквал обсуждений в блогосфере, а сама виновница внимания от каких-либо комментариев отказалась. В социальных сетях после этого скандала какой-то острослов запустил шуточный стишок:
Утром Путин без затей
Слопал четверых детей,
А пятого помятого
Спасла Чулпан Хаматова.
Кто-то использовал информационный повод, создаваемый подобными роликами, в целях личностного пиара. Так, ролик популярной телеведущей Ксении Собчак «Я голосую за!», в котором недвусмысленно проводится мысль о грубом давлении власти на деятелей культуры и СМИ, собрал уже более 1,6 миллиона просмотров.
В статье «Информационная война набирает обороты», опубликованной в Комсомолке 27 февраля, обращается внимание на то, что в стороне от накала политических страстей не остались и сисадмины Youtube: «Российские СМИ продолжают обсуждать скандал с удалением с американского «бесцензурного» видеохостинга двух роликов, размещенных сообществом «Россия без путина – Россия без будущего!», где авторы излагали свое видение постпутинской России. Причем, к понедельнику стало ясно, пишут СМИ, что двойные стандарты перевешивают все, включая и репутацию ресурсов: теперь второй из удаленных ранее роликов удалил и другой хостинг, Vimeo, также расположенный в США». Журналисты напомнили, что «первый футуристический видеоклип «Россия без Путина? Welcome to hell» потряс Интернет и собрал за четыре дня размещения более полумиллиона просмотров. Авторы ролика высказали идею, что «фальшивая оппозиция» обманывает участников митинга, сама по себе являясь деструктивным зерном, «скрытой угрозой». По их мнению, если Владимир Путин отойдет от власти, «Россия окажется во власти русских нацистов и бандитских группировок. Страна погрязнет в погромах и «разборках», за которыми последует распад России и захват ее территорий другими государствами и экстремистскими организациями». Внутренний хаос сопровождается внешней интервенцией: войска НАТО контролируют Калининград, войска Китая – Сибирь. Япония захватывает Владивосток, Эстония — Псков и Новгород, Грузия — Северную Осетию и Краснодарский край, «Имарат Кавказ» — Ставрополье».
Скандалами отметились и другие кандидаты в президенты. Так, ролик В. Жириновского, в котором он бьет маленького ослика, впряженного в огромные сани (ослик символизирует современную Россию), вызвал протест защитников животных, обвинивших лидера ЛДПР в садизме. Другой кандидат – Сергей Миронов был обвинен в том, что его сторонники обманом использовали народного артиста России Юрия Назарова в предвыборном ролике, агитирующем за кандидата в президенты от «Справедливой России». Назаров снялся одновременно в роликах двух кандидатов в президенты — Миронова и Зюганова. В ролике за лидера КПРФ Назаров читает стихотворение Пушкина «К Чаадаеву», произнося знаменитые слова «Взойдет она, звезда пленительного счастья». А в ролике за лидера «СР» тот же самый Назаров находится в толпе журналистов, берущих интервью у Миронова: «Я за созидание и я за консолидацию всех патриотических сил», — говорил Назаров Миронову. «Я вас очень уважаю и люблю, — отвечает ему Миронов. — И, глядя вам в глаза, скажу одну простую вещь: я иду для того, чтобы побеждать».
Михаил Прохоров также задействовал своих доверенных лиц в пропагандистских роликах. Особо удачной, на мой взгляд, является запись совместной песни Андрея Макаревича и Аллы Пугачевой «Самый высокий»», посвященная политику-миллиардеру – этот ролик собрал на Youtube более 300 тысяч просмотров.
Вообще музыкальное сопровождение и содержание агитационных роликов приобретают все большую значимость. К примеру, ролик «Путин и ВДВшники» , собравший на Youtube более 1,4 миллиона просмотров, стал чуть ли не гимном оппозиционеров. Слова песни:
8 лет президент и опять кандидат,
Посмотри нам в глаза и закрой свой мандат
Доверяли тебе, а ты врал много лет,
Применяя во всем свой гбшный секрет,
раздавались и на митинге оппозиции на проспекте Сахарова 4 февраля, и в эфире телеканала «Дождь». Своеобразным ответом на подобный креатив со стороны сторонников режима стали видео вроде этого мультфильма о приключениях Владимира Путина-супермена, который примеряет на себя самые разнообразные роли — моряка, альпиниста, футболиста, пожарника, художника… Любое дело оказывается ему по плечу, с любой задачей он справляется, о чем поется в задорной детской песне:
Путин может, Путин может все, что угодно,
Плавать брассом, мчать по трассе, дрова рубить!
Путин может, Путин может все, что угодно,
То, чего не может Путин, — не может быть!
Таких примеров можно привести много, поскольку ежедневно информационный повод создавали один или несколько предвыборных роликов, причем не всегда они представляли собой специально созданные продукты. Иногда это были вырезанные фрагменты из телепередач или выступлений политиков на митингах. Схема распространения роликов обычно применялась следующим образом: на youtube закачивается видео, которому активно накручиваются просмотры. Одновременно группа поддержки следит за обсуждением под роликом, жмет лайки, оставляет позитивные комментарии, спорит с теми, кому ролик не понравился и высмеивает их мнение. Когда ролик набирает более 200-300 тысяч просмотров он автоматически попадает в поле внимания СМИ, после чего начинается его вирусное проникновение в основные социальные сервисы: В контакте, LiveJournal, Twitter и др. Действенным методом быстро набрать большое количество просмотров видео является размещение ролика в сетевом дневнике топового блогера, имеющего большую и постоянную аудиторию.
Разумеется, видеопротивостояние скорее всего не закончится и после выборов 4 марта. Наоборот, следует ожидать появления в интернете новой волны роликов с разоблачениями фальсификаций на выборах – причем как объективных, так и заведомо смонтированных с надуманными нарушениями. Обещание власти оснастить все избирательные участки видеокамерами также даст дополнительный материал для просмотров и последующего обсуждения на популярных видеохостингах. Несомненно лишь одно – в этой сфере пока что ведется подлинная конкуренция, в которой выигрывает не тот, у кого больше влияния и денег, а тот, кто более изобретателен и креативен. В конечном счете пользу это принесет – хотя бы агентствам, предоставляющим полный комплекс услуг по созданию и продвижению видео в социальных медиа. В общем, скучно не будет!