Скрытый маркетинг довольно специфическая услуга из предоставляемых на рекламном рынке. Если абстрагироваться от профессиональных терминов, то можно условно описать её как передачу информации между пользователями в доверительной для них среде При этом важно, что продвигаемый бренд фигурирует на втором плане и «спрятан» за «основной» темой сообщения.
Принцип воздействия сводится к следующему: агент подбирает информационный канал, анализирует актуальные проблемы пользователей, на основе полученных данных пишет сценарий и разыгрывает его в сообществе. Как правило, для успешного продвижения применяется связка из двух и более агентов в одной теме.
Какие особенности предоставления услуги можно выделить на рекламном рынке? Одна из самых важных особенностей заключается в методах выполнения услуги. Первый и наиболее трудоёмкий метод – ручной, второй – заказ комментариев на биржах интернет-исполнителей. Рассмотрим более подробно оба метода.
Ручной метод трудозатратен и требует, помимо специфичных знаний самого агента, наличие базы прокаченных аккаунтов. Прокачка – специфический термин, применяемый к описанию процесса внедрения виртуального агента в сообщество.
Основные этапы кампании в рамках скрытого маркетинга (ручной метод):
1. Анализ тематики. Изучается бриф, продукт, ресурс клиента.
2. Анализ аудитории. Специалист подбирает ресурсы с целевой аудиторией. Рассматривает основные вопросы, актуальные для аудитории, записывает специфические термины, жаргонизмы. Особое внимание уделяется проблемам аудитории, знание о которых впоследствии послужит основой для написания сценариев.
3. Процесс написания сценариев. На основе собранных данных пишут сценарии. Важно отметить, что сценарии должны быть написаны на языке аудитории с отражением основных проблем. В противном случае, должного внимания они не вызовут.
4. Далее сценарии размещают при помощи специально прокаченных персонажей, имеющих длительную историю пребывания в сообществе.
5. Контроль и подогревание внимания к теме осуществляются на протяжении всей кампании. Для этого применяют не менее двух персонажей.
Этап размещения и контроля активности занимает не более 20 процентов времени кампании. Основная доля усилий приходится на изучение тематики и анализ аудитории.
В зависимости от количества задействованных ресурсов, охват может достигать ста тысяч пользователей и более. При условии таргетинга аудитории и плюсов от нерекламного формата подачи информации, эффект не заставит себя ждать. Данный метод можно отнести к способам, требующим предельно вдумчивого профессионального подхода.
Второй метод проведения кампании, напротив, не требует специальной подготовки и сводится к заказу на бирже исполнителей сообщений по заранее заданным параметрам. Стоимость такого продвижения невысока. Исполнители оставляют комментарии, не уделяя должного внимания тонкостям и профессиональным моментам скрытого маркетинга, таким как вдумчивый анализ продукта и аудитории, подготовка персонажей, поддержание внимания аудитории и т.д. В итоге клиент получает отчет о сотне или тысяче комментариев, степень доверия к которым близка к нулю.
Впрочем, и такой инструмент может быть полезен для решения определенных задач, таких как, скажем, повышение уровня информационного фона. К примеру, если поставлена задача — привлечь внимание общественности к проблеме, то массовое размещение комментариев может послужить одной из составляющих в деле вывода темы в топ яндекс.блогов либо иных сервисов. Но с точки зрения основных задач скрытого маркетинга, а именно донесения завуалированной информации до ЦА «здесь и сейчас», этот метод мало эффективен.
В заключение подведём небольшой итог. Массовый постинг сообщений можно называть «скрытым маркетингом» с натяжкой, скорее его можно классифицировать как «ручной спам». Скрытый маркетинг – это кропотливая работа, требующая от исполнителя специфических знаний, большого опыта и временных ресурсов. Но зато и результат от таких усилий будет более основательным и надежным.