Заблуждение думать о маркетплейсе как об обычном интернет-магазине, разве что очень большом. Эта система электронной коммерции отличается аудиторией, принимающей участие в сделках.
Среди маркетплейсов наиболее известны в России Ozon, Wildberries, Беру, Lamoda, Goods.ru, AliExpress.
Заинтересованную аудиторию маркетплейса можно разделить на три группы пользователей. Первая — собственно покупатели, которые делают заказы на маркетплейсе. Вторая — владельцы магазинов, реализующих товары на данной площадке и пользующихся функционалом маркетплейса. Третья сторона — владелец маркетплейса, выполняющий арбитраж и зарабатывающий прибыль за счет предоставления «мест» продавцам.
Обычно маркетплейс представляет собой каталог товаров с удобным поиском и навигацией, вкладывает бюджет в рекламу и привлечение трафика, но в самом исполнении заказов не участвует. За клиентский сервис отвечают продавцы, использующие маркетплейс как площадку. Маркетплейс может регулировать сервис, осуществляя контроль за качеством отдельных процессов.
Из-за специфики маркетплейс является сложным коммерческим проектом, в котором нужно привлекать две совершенно разные аудитории: физических покупателей и продавцов. И тем и другим должно быть удобно и выгодно сотрудничество, причем, их интересы входят в прямое противоречие. Чем выше наценки на товары, тем хуже покупателям и лучше продавцам, и наоборот.
Основным конкурентным преимуществом маркетплейсов по отношению к друг другу является возможность предоставить гарантии качества товаров, доставки и получения продавцами своей прибыли. Вне зависимости от конечного продавца, покупатель оценивает свой опыт взаимодействия с площадкой в целом. Поэтому владелец маркетплейса заинтересован в качественном сервисе, а для этого использует систему штрафов и поощрений для продавцов. То есть одна аудитория – покупатели – должны быть уверены в гарантированном решении всех спорных вопросов и получении качественных товаров, а продавцы – в предсказуемой и удобной системе работы на площадке, высоком трафике, рекламной поддержке.