Мы часто пишем о портрете клиента и целевой аудитории социальных площадок, однако в этой статье мы порассуждаем о более глобальных демографических трендах и их влиянии на экономику.
Спрос на товары и услуги для детей при уменьшении темпов рождаемости
Страна вышла из демографической ямы 1990 годов, однако возраст вступления в брак и рождения первого ребенка продолжает увеличиваться. В 2017 году рождаемость в России опять начала снижаться. Если до 1994 года средний возраст рождения первого ребенка был 19,1 года, то в 2015–2017 годах – уже 26,6 года. Женщины становятся самостоятельнее, продвигаются по карьерной лестнице и не стремятся связывать себя семейными обязательствами. По данным статистики более половины российских мужчин и женщин считают, что рождение ребенка ухудшает материальное положение и снижают уровень жизни.
Итого мы имеем с одной стороны более осознанное отношение к воспитанию детей и браку, а с другой опасения по поводу материального благополучия. Все это выливается в желании успеть больше, совместить семейную жизнь и карьеру, и росте спроса на услуги для детей, которые ранее были намного менее востребованы. Теперь няню и садик с малыми группами детей, воспитательные и развивающие кружки позволяют себе не только потребители с высоким достатком, но также и те, кто считают делегирование части «родительских функций» экономически целесообразным. Спрос на детские услуги и развлечения для детей, игрушки и спортивные секции подстегивает чувство вины родителей, которые вынуждены пропадать на работе, и испытывают угрызения за это перед собственными детьми.
Демографические особенности развития российского общества приводят к тому, что именно рынок детских товаров является одним из самых стабильных и развивающихся даже при условии проблем, возникших в связи с глобальным кризисом на фоне пандемии коронавируса. Потребители сейчас готовы уменьшать расходы на одежду и развлечения для себя, но продолжают тратить ресурсы для обеспечения детей, включая товары не первой необходимости.
В связи с возросшим темпом жизни в последние пять лет, а также при мощном толчке на фоне кризиса, наиболее интенсивно развиваются дистанционные сервисы и рынки онлайн-торговли.
Гендерное неравенство
Гендерные различия в российском обществе все еще сильно выражены не только в небольших городах, но и в мегаполисах. Даже при том, что женщины стали трудится во многих сферах наравне с мужчинами, они все еще получают в среднем меньше и реже занимают высокие посты. В этой связи коммерческие предложения товаров и услуг для женщин все еще следует строить с учетом того, что товар может выбирать женщина, но оплачивать мужчина, то есть у предпринимателей задача сформировать спрос не только у конечного потребителя, но и убедить фактического покупателя совершить транзакцию.
Некоторые бренды активно используют феминистическую повестку для влияния на аудиторию, недовольную настоящим положением дел, другие делают ставку на классические модели взаимодействия и «традиционные семейные ценности». Обе модели эффективны.
Повышение сроков активного долголетия
В последние десятилетия происходит не только глобальное повышение продолжительности жизни, но и увеличение сроков активной жизни. Сейчас человек в 50 лет может поменять специальность, заново вступить в брак и даже очередной раз или вовсе впервые стать родителем. То есть за то же самое время, человек может прожить несколько «жизней», тогда как еще во времена наших бабушек на пятом десятке уже начинали «доживать». Этот тренд усилился с распространением популярности психотерапевтических техник и успешной практикой лечения депрессий у пожилых людей, ранее приводивших к апатии и снижению активности большой процент этой категории граждан.
В связи с вышеперечисленным не просто сохраняется объем потребления у групп населения старшего возраста, но и меняется портрет покупателя. Теперь человек на шестом десятке далеко не всегда пенсионер, который мечтает лишь выращивать огурцы на даче. Он может интересоваться социальной жизнью, иметь четкую гражданскую позицию, желание учиться и развиваться, тратить деньги на себя и заботиться о лучших перспективах. Это уже требует пересмотра алгоритмов работы и подходов от компаний, ориентирующихся на «молодежь», и упускающих перспективные рынки за счет консервативного подхода.
Сейчас на рынке заметен дефицит товаров для граждан пенсионного возраста, который представлен в основном лекарствами, медицинской сферой и немногочисленным рядом товаров. Наиболее динамичные компании уже предлагают особенные продукты в индустрии красоты, фитнеса, путешествий, досуга и, что ново, обучения для зрелых потребителей.
Особенное развитие получают специальные программы и учреждения, созданные для достойной поддержки пожилых граждан со слабым здоровьем, за которыми их занятые дети не могут ухаживать в силу занятости.
Компании, способные по-новому работать с гражданами пенсионного возраста в соответствии с новыми моделями поведения этой категории потребителей получат преимущество перед конкурентами.