Я ж не просто балабоню,
Я ж политику веду!
Леонид Филатов. Из разговора царя
с послом в Сказке про Федота-стрельца
На прошлой неделе посол США в России Майкл Макфол завел свой русскоязычный блог в Живом журнале. Его первая приветственная запись с рекламным видеороликом сразу же попала во всевозможные топы — к настоящему времени под ней уже оставлено более 4400 комментариев. Помимо ЖЖ Макфол завел твиттер — @McFaul, а также заявил о себе на странице американского посольства в Москве в сети Facebook. У блога посла уже 1400 друзей, у твиттера – 5480 читателей, у страницы в Facebook – 3390 подписчиков. Аудитория сравнительно небольшая, но вполне достаточная для вброса в интернет-среду нужных посланий. Зачем Макфол зарегистрировался в LiveJournal? Как он собирается использовать социальные сети? Для личного пиара или в качестве инструмента реальной политики? Можно ли таким способом повлиять на российскую интернет-аудиторию?
48-летний Майкл Макфол, которого считают архитектором американо-российской «перезагрузки», окончил Стэнфордский университет, в свое время обучался в Ленинградском и Московском университетах. Как сообщает Википедия: комментируя послание Владимира Путина Федеральному собранию 2007 года, Макфол оценил Президента РФ как «параноидального лидера, которому нужны внешние враги для обретения легитимности внутри страны». Назначение Макфола послом в Россию накануне президентских выборов, на которых Путин собирается вернуться в Кремль в качестве президента, не случайно. В промо-ролике, размещенном в блоге и набравшем на Youtube более 40 тысяч просмотров, Макфол подчеркивает, что его важнейшая миссия – «помогать россиянам понять, кто такие американцы, чего они хотят и к чему стремятся в отношениях с Россией и российским народом». Иными словами цель нового американского посла – развеять у россиян образ США как врага или же опровергнуть риторику нынешней российской власти, используя, в том числе, и возможности социальных медиа. На фоне непрекращающихся после думских выборов массовых акций протеста в России такие стремления бьют точно в цель.
Использование американцами социальных сетей для усиления своего влияния на мир уже давно является одной из приоритетных задач в их информационной политике. Американские социальные сервисы Twitter и Facebook показывают бешеные темпы роста: первый, как прогнозируют эксперты, через месяц будет насчитывать пол миллиарда пользователей, вторая – к августу охватит миллиард жителей Земли. Российская аудитория социальных сетей также довольно внушительна и продолжает расти. Причем если традиционные СМИ в значительной степени фильтруют информацию, подавая высказывания и их авторов в нужном для власти свете, то в социальных сетях такой цензуры пока что нет – в качестве рупора своих идей их может использовать даже Макфол, обращающийся непосредственно к гражданам России без каких-либо посредников в виде журналистов, политологов или всевозможных цензоров.
Если открыть комментарии к первой записи в блоге Макфола, то можно увидеть немало критических отзывов, включая такие:
* «Любите вы красиво говорить, даже умудряетесь собственную агрессию против других народов называть демократизацией=) Знайте, я не люблю ваше правительство всем сердцем, надеюсь когда-нибудь западных олигархов (владельцев ФРС) повесят. И наконец-то будет и свобода как в самой америке, так и в других странах наладится всё постепенно».
* «Сами ведете журнал? Или как у нашего президента Медведева блог ведется людьми случайно получившими доступ к паролю, чтобы обматерить протестующих на болотной площади? И еще вопрос, который, думаю, волнует очень многих пользователей в ЖЖ: Нам тут в телевизоре сказали, что наше возмущение уровнем коррупции в стране, политическим жонглированием и прочим цирком в правителстве оплачено из ГосДепа США. Где я могу получить свои деньги? И сколько мне уже перечислено? Как я могу проверить свой счет? =)».
* «Считаете, его действительно волнует отношение к нему каких-то аборигенов далёкой, северной варварской страны, которая ещё не в достаточной мере постигла демократию? Да и русским языком он владеет весьма хреново, несмотря на декларируемые на бумаге способности. Кондолиза, помнится, тоже была «большим специалистом по России»».
Вместе с тем, среди комментариев есть и много доброжелательных реплик. Кто-то давал послу советы: «Советую время от времени самому читать livejournal и некоторые коммьюнити. Уверяю Вас, г-н посол, в пользе этого занятия, даже если иногда будете натыкаться на неприятные для вас факты и отношение». Кто-то умолял о помощи: «Помоги пожалуйста сковырнуть с трона хапуг, русоедов, и ворюг всех мастей, которые проводят геноцид коренных народов России! Помоги нам – а мы поможем Америке если чо! Не слушай злопыхателей, которые хотят рассорить наши страны! Мы то помним про лендлиз и гуманитарную помощь в тяжелые времена! С приездом и плодотворной работы!».
Как бы то ни было, но новоиспеченный посол заявил о себе в рунете громко и сильно – его появление в ЖЖ вызвало бурную реакцию у блогеров. Так, популярный блогер Олег Козырев пишет: «О, оказалось, что новый посол США пришел в ЖЖ. Это круто. Понимает человек, где имеет смысл держать представительство. Макфол был в личном моем топе желаемых кандидатур послом от США. Более Макфола мне бы хотелось лишь сенатора Кардина на посольство. А Макфол на период перемен — то, что нужно. Нам еще (России и США) после 12-го года многим диктаторам вместе предстоит щемить хвосты».
Вызвавшим не меньший резонанс пиар-ходом стало также приглашение в американское посольство российских общественных активистов и политиков, стремящихся выдвинуться на волне народного недовольства результатами парламентских выборов. Среди приглашенных были Сергей Митрохин, Евгения Чирикова, Борис Немцов, Оксана Дмитриева и др. Ролик об этом с хлестким названием «Получение инструкций в посольстве США» собрал на Youtube более 380 тыс. просмотров. А телеведущий Михаил Леонтьев в эфире центрального телеканала обвинил Майкла Макфола в подготовке революции в России, что, в свою очередь, вызвало протест Госдепа США.
Как можно оценить такие шаги Макфола, уже спровоцировавшего большой информационный шум вокруг своей персоны? Очевидно, что это не только самопиар, но и своеобразный тест на прочность российской инфо-социальной системы, а также еще одно напоминание представителям власти о том, что нельзя игнорировать или запрещать социальные сети – в них нужно умело конкурировать, противопоставляя иноземной пропаганде свою собственную, искусно изготовленную – как оказалось, «сурковская пропаганда», превратившаяся в прошлом году в популярный мем, с этой задачей не справилась.