Вы когда-нибудь задумывались, насколько наши мысли шаблонны и предсказуемы? Учитывая стереотипы, которые чаще всего возникают у различных сегментов целевой аудитории, мы можем манипулировать их мнением в своих целях.
Автоматические мысли или же «мозговая жвачка» как ее называют некоторые исследователи составляют подавляющее большинство. Мы встаем по утрам, чистим зубы, проверяем соцсети на автопилоте. Также добираемся до работы, да и в офисе большинство процессов проходят без особенного контроля и выполняются скорее «на автопилоте». Стереотипы помогают нам экономить силы и энергию, требующуюся на принятие решений. Поэтому мозг, проложив один раз путь, запоминает его и использует. Путь может быть не самым коротким и не очень-то удачным. Стереотипное мышление может не быть самым оптимальным в каждой ситуации, зато именно этот механизм обеспечивает нам выживание и встраивание в сложный социум.
Все стереотипы можно весьма условно поделить на осознаваемые и бессознательные. И те и другие можно использовать в рекламе для воздействия на целевую аудиторию. Формируя рекламные сюжеты и выбирая своих героев обязательно учитывайте тот стереотип, который может быть сформирован у конкретного сегмента целевой аудитории.
Наиболее распространенные стереотипы людей о других людях, с которым можно работать:
- Гендерные
Женщины – слабый пол, эмоциональные, мягкие, заботливые. При этом мы можем четко увидеть, насколько гендерные стереотипы меняются в зависимости от религиозной принадлежности, политической системы и образования. Реклама, где будет изображена целеустремленная деловая женщина будет принята с большим пониманием в Москве, нежели в Махачкале.
- Национальные
Мнение жителей разных стран на своих «соседей» могут кардинально отличаться из-за различного исторического бэкграунда. Какими россияне представляют немцев вовсе не соответствует мнению о них людей из Аргентины. Было давно, но «осадочек» остался. Не поэтому ли мы даже положительные качества такие как немецкую пунктуальность, аккуратность, любовь к порядку и ответственное отношение к работе стремимся назвать занудством и т.п.?
- Возрастные
Молодость ассоциируется с возможностями, перспективами и энергией, зрелый возраст с надежностью, пожилой – с традициями, мудростью и физическим увяданием. При всей универсальности, в зависимости от уровня жизни в стране, эти стереотипы могут корректироваться. В России пожилые люди – это более экономически незащищенная группа, чем на Западе.
- Профессиональные
Врачи-циники, а мастера ногтевого сервиса – инфантильные, летающие в облаках особы. Сложившиеся стереотипы окружают практически любое ремесло.
- Социально-экономические
Кандидат наук – амбициозный и серьезный интеллигент, а выпускник ПТУ – бесшабашный и легкомысленный.
- Эстетические
Классика жанра – люди в очках. При упоминании о них, на ум сразу приходит несколько емких выражений, такие как «заучка», «ботаник», — продолжите сами… Другой не менее популярный объект мемов и человеческой глупости – блондинки. При своей всей нелепости, эстетические стереотипы без конца эксплуатируются рекламой и не без основательно.
Помимо стереотипных мнений о других, мы примерно также оцениваем вещи и явления. Не нужно пространно описывать ситуацию, можно лишь добавить один яркий эпитет, чтобы все стало понятно. Например, бардак как после цунами. Даже люди из степной полосы, не видевшие океан, представляют себе по фильмам и новостным хроникам, что это такое.