Мы не рекомендуем использовать этот механизм для достижения своей цели, однако не можем не рассказать о нем. Итак, что такое черный PR в Internet, как он работает, что из себя представляет?
Черный пиар – это комплекс мероприятий, компрометирующих бренд, компанию, политическую партию или лицо, включающий размещение недостоверных фактов и сфальсифицированных данных – публикацию компромата. Черный PR в сети Internet, в отличие от оффлайнового «собрата», — очень бюджетное «удовольствие», поэтому многие компании не гнушаются его использовать, часто во вред себе.
По мнению некоторых крупных интернет-агентств, только за прошлый год около трети компаний крупного и среднего бизнеса столкнулись с «черными» происками конкурентов. И эта тенденция не идет на убыль.
В социальных сетях, блогах, на форумах черный PR представляет собой массовый постинг компрометирующих материалов, негативных отзывов о бренде. Чаще всего эти посты легко отличить от естественных комментариев пользователей по следующим приметам:
— черные комментарии обычно оперируют схожими доводами, не достаточно аргументированы, иногда повторяются (одни и те же комментарии на разных площадках);
— негативные комментарии появляются практически одновременно;
— если массовый постинг выполняется неопытными лицами, можно обнаружить незаполненные профили агентов, ответы на негативный комментарий, оставленные без внимания и другие признаки, не свойственные поведению реальных пользователей.
Прежде чем делать выводы о «черном» происхождении негатива в адрес бренда, соберите негативные отзывы из разных источников и изучите их. В ряде случаях появление волны негатива имеет естественный характер – брак модельного ряда, некачественное обслуживание и проч. Хотя это и не является 100% гарантией того, что появлению негатива совершенно не причастны конкуренты. При применении реального компромата, грамотно пущенного в ход конкурентами, нивелировать волну негатива значительно сложнее. Но в большинстве случаев, с которыми лично я сталкиваюсь в работе при проведении кампаний скрытого маркетинга, все выглядит достаточно примитивно – агенты, размещающие негативные посты, не разобравшись толком в теме, оперируют «шаткими» доводами и эмоциями. Нередко такой вброс негатива парируют обычные рядовые пользователи, положительно настроенные по отношению к бренду и модераторы. Для этого достаточно вовремя переломить вектор обсуждения, от лица прокаченных персонажей задать уточняющие вопросы автору негативного поста, сфокусировать внимание пользователей на положительных сторонах бренда.
Нельзя игнорировать негативные отзывы в адрес бренда, важно их вовремя нивелировать, вне зависимости от природы их возникновения. Рядовые пользователи, принимающие решение о покупки того или иного продукта, практически никогда не задумываются о естественности негативных отзывов, т.к. в большинстве случаев доверяют им больше, чем отзывам положительным. Для попадания «в черный список» в уме пользователя компании иногда хватает пары-тройки негативных упоминаний.
Оставленный без ответа негатив может разрастись как раковая опухоль и сильно навредить репутации бренда. Подробно о методах нивелирования негатива и противодействия черному PR можете прочитать в посте «Противодействие “черному PR” в социальных сетях».