Сразу оговоримся, что в данной статье мы даем свою субъективную оценку практической ценности конференций, мастер-классов, курсов, специальной литературы в освоении ниши social media marketing, и ни в коем случае не претендуем на истину в последней инстанции.
В рамках нашего агентства процветает самообразование по средством чтения различных профессиональных блогов, просмотра записей профильных конференций по маркетингу и рекламе, а также штудирования книг по психологии, социологии, экономики и маркетингу. Именно в последних содержится большая часть фундаментальных ответов на вопрос, как быть достучаться до потребителя своим рекламным сообщением, вызвав у него нужную нам эмоцию. Тогда как инструментарий уже не проблема: зная цель, вы легко сможете найти практическую возможность для ее достижения.
Что до курсов и мастер-классов – наверное, они имеют место быть, но только в случае, если вы тщательно отбираете преподавателей и смотрите содержание учебных программ. В последние годы даже понятие появилось «инфоцыгане» — те, кто беззастенчиво зарабатывают ведением курсов, качество которых просто ужасающее. И даже с массовым переименованием инфобизнеса в онлайн-школы мало что изменилось. После волны курсов «Стань SMMщиком за две недели» позиции даже сильных мастеров были подорваны. Сложно продвигать свой адекватный курс, если на рынке сотни предложений дешевле и «сказочней». Резюмируя, можно сказать, что лучше оплачивать личные консультации у лидеров в SMM, которые за несколько часов ответят на конкретные вопросы по вашему бизнесу, чем с нуля осваивать специальность на общих курсах без конкретики и с минимумом практики. Ведь именно опыт создает основные компетенции SMM-специалисту.
Профильные конференции мы предпочитаем не посещать, а смотреть онлайн. Это экономит средства, к тому же позволяет не пропустить ни один интересующий доклад даже при нескольких параллельных потоках. Лично я смотрю видео в записи на ускоренном режиме (1,25 или 1,5 от стандартной скорости), что уменьшает на четверть или даже на половину временные затраты на освоение материала. К тому же, получая запись конференции, ты сразу получаешь и презентации, сверяясь с которыми, «не отходя от кассы», можешь пробежаться по интересующим ссылочкам. Видео позволяет встраивать обучающий процесс в рабочий день в любое время, когда ты наиболее восприимчив к получению новой информации. В любой момент можно остановить видео и пойти реализовать тот или иной совет, проверять гипотезу. В большинстве случаев, ни в книгах, ни на конференциях, если вы уже практикующий специалист, ничего концептуально нового вы не услышите, однако из полученных знаний могут рождаться собственные теории и идеи.
Специальная литература в виде книг устаревает быстрее, чем уходит в печать. На предпечатную подготовку может потребоваться год, а то и больше. Добавьте сюда время на создание рукописи автором. В итоге мы получаем информацию, запаздывающую на полтора-два года. Менее выражена эта тенденция в профильных периодических изданиях. В журналах порой можно вычитать более актуальную информацию, но даже она запаздывает на 4-5 месяцев. К тому же, стоимость профильного глянца в области маркетинга и рекламы какая-то запредельная, а процент дельных статей не такой уж и высокий.
Оптимальный источник новый знаний, на наш взгляд, иностранные блоги от лидирующих зарубежных агентств, пресс-релизы компаний типа Mail.Group и официальных сообществ соцсетей. Именно здесь от первого лица публикуют обзоры новых инструментов, возможностей и ограничений, появляющихся в соцсетях. И, конечно, практика, без нее никуда.