На днях завершился очередной этап эпохальной геополитической битвы между Россией и Европой за Украину. Президенту РФ Владимиру Путину удалось сохранить статус-кво, что явилось настоящим шоком для большинства европейских политиков и части украинских граждан.
Решение Киева о приостановлении интеграции с ЕС прокомментировал профессор Крейг Пирронг на страницах Wall Street Pit: «Конечно, Путин не смог удержаться от театральности» и заявил, что это европейцы шантажировали Киев. На самом же деле, именно Путин шантажировал – и подкупал. Кнут был у него. Пряник тоже».
«Совковые игроки. Совковая тактика. Совковые результаты. Чему здесь удивляться?»
Оставим позади дипломатию, политические интриги, угрозы санкций и прочий схожий инструментарий, использованный геополитическими игроками в ситуации с Украиной.
В этой статье речь пойдет об информационной войне, которая по замыслу инициаторов должна была подготовить идеологическую почву для перехода Украины под знамена ЕС и ознаменовать собой окончательный разрыв какой либо исторической преемственности отношений с Россией.
Гражданская информационная война… Стратегия.
Итак, если дипломатический этап битвы за Украину оказался выигран Кремлем, то навязанная информационная война все же оказалась проигранной, несмотря на то, что Москва прилагала серьезные ресурсы для победы и на этом направлении.
Отслеживая информационные потоки вокруг событий на Украине, можно придти к выводу, что стороны вели противоборство на основе заранее сформулированных идеологических решений, навязывая эти постулаты населению через СМИ и социальные сети.
Московские пиарщики смогли предложить следующий вектор информационной кампании:
1 – Россия и Украина — братские государства с общей историей, уход в ЕС будет означать потерю «славянской идентичности».
2 – Перспектива экономического краха Украины. Вступление в ЕС непременно приведет Украину к экономическому кризису, развалу производства, потере рабочих мест, потере российского рынка сбыта. Население Украины превратится в дешевых гастарбайтеров, обслуживающих государства старой Европы на самых грязных и не престижных рабочих вакансиях.
3 – Несовместимые ценности. Моральные ценности европейцев и украинцев несовместимы. Вступление в ЕС автоматически означает гей-парады на Крещатике и тому подобные вещи, не укладывающиеся в традиционные представления о морали.
Оппоненты Москвы реализовывали следующий вектор информационной кампании:
1 – «Москаль менi не земляк». Активизация украинского местечкового национализма. Информационная линия, представляющая Москву как иноплеменного оккупанта, в течение нескольких веков угнетавшего Украину. Русским даже отказывается в славянском происхождении, предпринимаются попытки представить РФ как конгломерат чуждых славянам народов.
2 – Европейский Союз – это «Светлое будущее» для Украины, в то время, как вступление в «Таможенный Союз» будет означать возврат во времена СССР.
3 – Народы ЕС ближе к украинцам этнически, нежели народы России.
Развитие информационного противостояния.
Сама информационная концепция, представленная московскими пиарщиками, оказалась сложной в реализации, во многом искусственной.
Исследования украинских социологов и их российских коллег из Левада-Центра подтверждают, что в целом — несмотря на некоторые ситуационные колебания, жители обеих стран относятся друг к другу позитивно. Так, положительно относятся к России порядка 85% украинцев, тогда как откровенно негативное отношение выражают только 8% населения.
При этом идею объединения в единое государство готовы были поддержать только 16% украинских граждан. Приведенные данные исследования датированы февралем 2013 года, так что в ходе активной фазы информационной войны данные цифры могли подвергнуться существенной коррекции.
Таким образом, активное навязывание Кремлем интеграционных решений могло лишь усилить негатив по отношению к России, активно культивируемый пиарщиками противоположной стороны.
Вместе с тем, Москва столкнулась с фактической нехваткой информационных каналов. После фактического поражения кремлевских информационщиков на выборах в Государственную Думу в 2011 году, власть вместо создания дополнительных инструментов и агентов влияния в сети Интернет – предпочла пойти по пути закручивания гаек. Однако применимо к украинскому информационному пространству, являющимся независимым от решений Москвы – такой подход оказался неэффективным.
Важная роль возлагалась на московских «агентов влияния»: служителей церкви, популярных публицистов, писателей.
Так, серьезный прорыв в отношениях Москва рассчитывала получить от состоявшегося 26 июля этого года визита в Киев патриарха РПЦ МП Кирилла. Приуроченный к 1025-летию крещения Руси визит, должен был по идеологическому замыслу подчеркнуть общую историческую преемственность отношений двух народов.
Однако значительная часть украинской прессы и блогосферы отреагировали на визит неоднозначно: патриарший поезд сравнивали со Сталинским, а меры по охране персоны святейшего патриарха – с мерами по охране Путина. Реакция украинской прессы более подробно описана на сайте «Эхо Москвы».
Приезжал на Украину и «консервативный рупор Кремля» публицист Николай Стариков, подробнее об итогах поездки можно прочитать на сайте общественного деятеля.
Взятый «экономический вектор», доказывающий наличие перспектив для Украины только в области сотрудничества с «Таможенным Союзом» и пророчащий гибель украинской экономики в случае интеграции с ЕС – также не в полном смысле нашел свою аудиторию.
Для значительной части украинцев, живущих в непростых материальных условиях, разглагольствования на экономическую тему оказались попросту далеки. Чего нельзя сказать об элите, которая и является собственником основных промышленных производств Украины. Но и тут информационная политика Москвы не была успешной – гораздо успешнее оказались действия Роспотребнадзора, обнаружившего канцерогены в украинской кондитерской продукции «Roshen». На примере собственника этой фабрики, депутата Петра Порошенко, украинской элите была продемонстрирована степень их зависимости от российского рынка. А информационные технологии здесь не при чем…
Образ «содомитской Гейропы», изобретенный московскими пиарщиками, также оказался не столь пугающим, как этого хотели авторы концепции. Апофеозом стал проект «Сделано у них» — демонстрирующий в гипертрофированных красках степень «морального упадка» Запада. По сути это своеобразный антипод проекта «Сделано у нас», демонстрирующего достижения российской промышленности. Есть и украинский аналог этого проекта.
Таким образом, анализируя проведенную Москвой кампанию пиара, направленную на достижение поставленных геополитических задач, можно утверждать, что, несмотря на приложенные усилия, команда кремлевских информационщиков не смогла добиться поставленной задачи, по крайней мере, в формате максимум. Предложенная стратегия оказалась не лучшей, хотя в целом набор информационных векторов способствовал достижению задачи. В процессе реализации самой кампании, Кремль наступил на грабли 2011 года – оказалось, что для решения поставленной задачи просто нет нужного количества компетентных агентов влияния. Чтобы они были – их нужно готовить заранее, причем не только у себя, но и в государствах, воздействие на общества которых является одним из внешнеполитических приоритетов.
А чего же в это время добилась противостоящая сторона, активно продвигавшая «Европейский выбор» Украины?
Во-первых, следует сказать, что общая стратегия кампании «европиарщиками» была выбрана более правильно, нежели это смогли сделать их московские коллеги. За 20 с лишним лет, прошедших со времен распада СССР, в Украине выросло целое поколение, знающее о России лишь понаслышке – именно мнением этих молодых украинцев проще всего манипулировать, играя на их национальных чувствах.
Противопоставляя населенную «близкими этнически народами» Европу и «азиатскую» Россию, формировался образ мышления, подготовляющий украинское общество к совершению геополитического поворота. Работа велась активно, в том числе и в социальных сетях.
В отличие от России, «европиарщики» активно задействовали базу виртуальных агентов влияния, созданную в русскоязычном сегменте интернета. В то время, как в сознание украинского общества внедрялись информационные парадигмы о «чуждости русских», в российском сегменте активно выстраивался образ «гулящей девки Украины». Иными словами, пиарщики приложили серьезные усилия для подготовки коренных изменений в сознании.
В то же время, ЕС рисовался исключительно насыщенными розовыми красками, формируя у населения Украины ложное мнение о том, что вступление в эту структуру автоматически решит их экономические проблемы, в одночасье превратит Украину в передовую европейскую страну. Про Болгарский и Греческий негативный европейский опыт эти специалисты предпочитали умалчивать.
Помимо качественной информационной работы, украинские политтехнологи продемонстрировали и традиционное для них умение грамотной работы с инструментами массовой мобилизации электората. Насыщение пропагандой СМИ, Интернет-пространства, а также вывод на улицы людей – должен был создать иллюзию того, что «Европейский выбор» это осознанное желание большинства гражданского общества Украины. Соответствующим образом «подкрученные» голосования в социальных сетях обеспечивали нужный результат.
***
Уступив конкурентам очередной этап информационной войны, Кремль все же частично добился поставленных задач за счет использования «совковых методов», как их охарактеризовал профессор Пиронг. Однако СССР в свое время все же потерпел поражение, столкнувшись с более совершенной западной машиной пропаганды, поддержанной рядом геополитических факторов.
К сожалению, Кремль не сделал выводов. Вместо того, чтобы интенсивно развивать базу агентов влияния, осваивать новые информационные технологии – проводится лишь политика направленная на ограничение коммуникационного поля внутри страны. Возможно, внутри России эти меры и будут эффективны на определенном этапе, но вот применимо к формату поддержки внешней политики государства – запретительные меры беспомощны. Необходимо осознать эту ситуацию и сделать надлежащие выводы.
Автор — ведущий специалист Агентства GreenSMM