Перспективы использования социальных сетей для политического продвижения

Политика неизбежно приходит туда, где есть любая массовая аудитория. Социальные сети в этом смысле – это наиболее благоприятная среда для политической активности разных уровней. Не даром представители власти или те, кто стремится занять свое место на политическом Олимпе, а также просто повысить свою известность и влияние в интернете, идут в социальные сети. Свои аккаунты «В контакте» имеют лидеры думских партий: Сергей Миронов, Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский. Осенью прошлого года в СМИ появилась информация о массовом создании почти 300 аккаунтов в сети «В контакте» для депутатов Госдумы РФ от партии «Единая Россия (http://marker.ru/news/2506). Помимо этого в социальных сетях существует множество групп политической направленности – официальных федеральных и региональных сообществ, групп сторонников того или иного депутата и политика, политической партии или общественно-политической организации и т. д.

На сегодняшний день в России существуют десятки различных социальных сетей, и число их только растет, хотя в основном новые сети создаются для престижа сайта или компании. Условно говоря, из всего массива можно выделить две наиболее крупные и влиятельные социальные сети – «В контакте», Facebook. Первая ориентирована в основном на русскоязычных пользователей, вторая – на зарубежных и наиболее активных. У нас обе системы хорошо дополняют друг друга, у каждой есть свои преимущества и недостатки. Остальные российские сети гораздо менее значительны. «Одноклассники» гораздо более бедны в плане возможностей. Сети интернет-компаний: Яндекса (Мой круг), Рамблера (Планета), Mail.ru (Мой мир) и др. предназначены для постоянных пользователей их почтовых сервисов, блогохостингов и проч. Профессиональные сети рунетчиков, учителей, врачей, госслужащих и проч. ориентированы на еще более узкий, внутрикорпоративный круг общения. Собственные сети политиков (как например, социальная сеть «Соратники» председателя Совета Федерации и лидера партии «Справедливая Россия» С. М. Миронова) создаются скорее для престижа и консолидации уже существующего объединения сторонников.

Исходя из уровня конкретного политика или политической силы (федеральный, региональный, муниципальный), можно говорить о различных методах работы в соц. сетях. На федеральном уровне крупная политическая партия или ее лидер стремятся создать свои площадки на всех основных, наиболее массовых и авторитетных социальных сервисах. Если какой-то сервис они по тем или иным причинам игнорируют, то там по закону «природа не любит пустоты» их место вытесняют страницы-«двойники» и самостоятельные группы сторонников, фанатов, создаваемые снизу, или антигруппы с сознательной целью их дискредитации, создаваемые их оппонентами.

Политики регионального уровня, как правило, выбирают для своего присутствия в интернете 1-2 сервиса. Чаще всего это блог в системе Livejournal, собственный twitter, реже – аккаунты в Facebook и на других сервисах.

Политики муниципального уровня в основной массе мало отличаются от рядовых пользователей и либо не представлены в интернете совсем, либо предпочитают общаться с людьми через свои приемные-оффлайн, телефон и электронную почту.

Надо понимать, что для политика любого уровня успешная работа по созданию себе имиджа в сети зачастую зависит от добросовестности его помощников, которые создают и ведут интернет-страницы, непосредственно контактируя с подписчиками и посетителями онлайн. Хорошая работа в социальных сетях может быть только постоянной, креативной и основанной на знании специфики данной интернет-площадки и ее аудитории. Только неопытному пользователю может показаться, что без лишний усилий в интернете легко создать себе имя и развить нужную площадку – как часто неумелые действия по такому дилетантскому продвижению создавали больше вреда, чем пользы! Мертвые (необновляемые и немодерируемые) страницы наносят существенный урон репутации политика и политической силы.

В компании по продвижению в социальных сетях можно выделить несколько этапов. Этап первый: выбор сети для развития. Для политиков федерального уровня идеальный вариант – это создание аккаунтов одновременно «В контакте» и в Facebook. Для региональных политиков проще выбрать либо то, либо другое. Для политиков муниципального уровня, которым важна реакция их электората, лучше всего регистрироваться «В контакте», где представлены жители всех российских регионов и городов. На первом этапе необходимо определиться с форматом присутствия: личная и/или публичная страницы, возможно, также специальная группа.

На втором этапе разрабатывается дизайн страницы или группы, формируется и размещается необходимый контент. Преимущество социальных сетей в том, что их удобнее использовать в качестве форумов, чем блогохостинги, чтение комментариев в которых порой не слишком удобно для восприятия, а привязанность к дате размещения материала сужает простор в размещении информации. Крупная социальная сеть предоставляет широкий набор возможностей, каждую из которых надо задействовать, исходя из принципа практической полезности и конкретной поставленной цели.

На третьем этапе происходит раскрутка страница (группы) – на нее привлекаются подписчики, организуется коммуникация с ними. Грамотная стратегия развития состоит в жестком удалении спама и борьбе с троллингом, и вежливом отношении к каждому посетителю. Люди должны чувствовать себя здесь комфортно и знать, что им рады, — это залог успеха!

Когда такая работа уже проделана, очень важно наблюдать за реакцией людей – их конструктивными предложениями, эмоциями, критикой и т. д. Иными словами: чувствовать пульс происходящего на форуме. На четвертом этапе уже можно организовывать встречи-оффлайн с активом группы, привлекать их к участию в реальных проектах (митингах, пикетах, участию в благотворительных и иных общественных мероприятиях), наладить коммуникацию со схожими интернет-площадками в этой социальной сети, обмениваться ссылками и проч.

В интернете, как и в реале, людям интересно только там, где они наблюдают живую и нетривиальную реакцию на происходящее. Поэтому стратегия развития и новый контент могут претерпевать существенные изменения как по форме, так и по сути. Важно понимать: на какую реакцию от подписчиков вы рассчитываете? Формат монолога и отсутствия обратной связи обречен на фиаско. Люди хотят быть услышанными и более всего ценят две вещи, которые взаимодополняемы: конструктив и юмор. Большая трудность состоит в том, чтобы избрать правильное соотношение между ними. Ибо даже самая конструктивная и полезная информация, поданная в слишком большом объеме и чрезмерно серьезной форме, неизбежно вызовет волну ядовитого скепсиса и бешеного отторжения у ее адресатов.

Лидеры современных социальных сетей – это гигантские развивающиеся системы, куда вовлечены огромные массы людей. Даже если политик не стремится создать свою официальную страницу или группу в наиболее популярной социальной сети, то он просто обязан быть в курсе того, что в ней происходит (а не секрет, что уже давно традиционные СМИ черпают новости из блогосферы и социальных сетей), измерять общественные настроения, следить за тем, что пишут и говорят о нем самом. При этом всегда есть выбор: формировать мнение в сети, просто следить за ним или же прятаться от него.

Если вам понравилась статья — поделитесь!
Запись опубликована в рубрике Обзоры и публикации и имеет тэги , .

2 в ответ на Перспективы использования социальных сетей для политического продвижения:

Добавить комментарий для Дмитрий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *