Интернет-проект «Навальный». Информационные войны в блогосфере

В январе российские интернет-СМИ сообщили следующую новость: британская газета The Times включила известного российского блогера Алексея Навального в список 100 самых влиятельных людей 2012 года, причем он стал в нем единственным россиянином. Ни президент России Дмитрий Медведев, ни его вероятный преемник Владимир Путин внимания журналистов не удостоились. В чем же секрет популярности Навального? Who is mister Navalny?

Отношение к Навальному у моих знакомых диаметрально противоположное. Одни называют его достойной альтернативой Путину, другие – американским наймитом и ничтожеством. Кто-то говорит, что это раскрученный проект Станислава Белковского, за которым ничего нет кроме личных амбиций и желания дестабилизировать ситуацию в стране. Кто-то считает Навального интересным политиком, деятельность которого исключительно полезна для становления в России подлинно гражданского общества. Время от времени даже озвучивается мнение, что Навальный – очередной кремлевский проект, созданный для того, чтобы канализировать протестную энергию в нужное русло. Как бы то ни было очевидно одно: Навальный – это, прежде всего, успешный интернет-проект, человек, который стал известен благодаря своему блогу в LiveJournal и популярность которого стала возможной по причине увеличения числа пользователей рунета и беспрецедентного роста аудитории социальных сетей.

Живой журнал Алексея Навального (http://navalny.livejournal.com/) является одним из самых популярных в российской блогосфере. Прославившийся своими расследованиями и разоблачениями коррупционных скандалов, блогер стал влиятельным интернет-политиком, который на волне массовых уличных протестов против нечестных выборов в Госдуму готов выйти в политическое пространство оффлайн. Блог Навального зафрендили более 65,8 тысяч человек, и он устойчиво держится в топ-10 самых популярных сетевых дневников рунета. По сути – это мощнейшее СМИ с непосредственным выходом на массовую аудиторию, – о таком пиаре американский посол Майкл Макфол (недавно зарегистрировавшийся в ЖЖ) может только мечтать.

Последние дни Живой журнал захлестнула волна спама – десятки ботов стали оставлять в блогах пользователей картинки с изображением Навального и надписью 4 февраля, отсылая тем самым всех к протестному антипутинскому шествию, намеченному на этот день в Москве и в других российских городах. Всего мне на глаза попалось несколько вариантов таких агиток, выполненных в разной цветовой гамме и сопровождающихся лозунгами: «Навалимся и победим!», «Один за всех, и все за одного! Кандидат в президенты Алексей Навальный», «Один за каждого! А. Навальный», «Алексей Навальный – наше светлое будущее», «Вместе победим! Алексей Навальный – кандидат в президенты», «Новый президент – новая Россия! Кандидат в президенты Алексей Навальный», «Алексей Навальный – наш президент!» и т. д. Наваливая десятки таких картинок в блоги ни в чем неповинных пользователей, спам-боты преследуют определенную цель, отрабатывая немалые бюджеты, выделенные на соответствующую информационную кампанию. Но в чем ее смысл? Если это пиар Навального на лояльной к нему площадке, где он и снискал свою известность, то пиарщики явно перестарались, ибо ничего кроме отторжения и возмущения такие потоки спама вызвать не могут. По всей видимости, мы имеем дело как раз с проявлением черного пиара, вызванного чьим-то желанием вызвать массовый негатив в отношение известного интернет-персонажа.

В последние месяцы обнаружили себя два главных метода черного пиара, применяемого в отношение деятелей оппозиции и власти. Первый – это традиционный метод кражи личной информации и ее последующего обнародования. Так, были взломаны электронная почта Алексея Навального, Бориса Акунина, Василия Якеменко, записаны разговоры Бориса Немцова и Геннадия Гудкова и проч. Все это мало интересно с точки зрения пиар-технологий. К тому же в отношение конкретно Навального никакого компромата обнаружено так и не было.

Второй метод – это собственно кампании по умело скрытому черному пиару в социальных сетях. К примеру, запущенные на YouTube видеоролики о визите лидеров оппозиции в американское посольство или выведение в топ-ЖЖ постов, «разоблачающих» тех или иных деятелей. Для такого рода операций необходимо задействовать куда больше человек, отслеживающих соответствующие ветки популярных обсуждений и пытающихся манипулировать общественным мнением.

Недавний пример с запуском агиток якобы за Навального – прием куда более изощренный, поскольку создает видимость, что таким способом пиарится сам Навальный, надоедая словно назойливая муха тем, кто относился к нему ранее если не с симпатией, то вполне нейтрально. Нечто похожее, но в традиционном (печатном) виде имело место на президентских выборах 1996 года, когда в почтовые ящики гражданам опускались листы с талонами на основные продукты питания, которые якобы предлагал вернуть кандидат от КПРФ.

Запустивший популярный мем о «Единой России» – «Партия жуликов и воров», Навальный, похоже, в ближайшем будущем может сам стать жертвой излишне скоропалительного рвения к власти и славе. Он уже недвусмысленно заявил о своих президентских амбициях, а значит поставил себя под удар со стороны конкурентов, причем не только от власти и «системной оппозиции». Пока что интернет-проект «Навальный» развивается по восходящей – даже ddos-атаки, предпринятые на его блог и обвалившие на несколько дней весь ЖЖ, ему только на руку. В энциклопедии интернет-троллей «Луркоморье» о нем также написана чуть ли не «апологетическая» статья, начало которой следующее: «Навальный — блоггер-атомоход, гигант мысли, отец русской демократии, вождь хомячков, скандалист, либерал, дружащий с руССкими националистами, юрист, самоопределённый совок, миноритарный акционер, толстенный тролль зажравшихся чиновников и госкорпораций в промышленном масштабе, шило в жопе правящей илиты, автор постов, каментов и мемов, борец с человекоподобными роботами, жертва инквизиции, неисправимый луркоёб, Д’Артаньян и просто красавец-мужчина. На вполне резонный вопрос «А х%ли ты всё это делаешь?» Навальный отвечает ещё более резонным вопросом «А х%ли вы не?», чем несомненно намекает. Характер — стойкий, нордический. В связях, порочащих его — не замечен. Пока. Ну, разве что».

Однако смена установок власти для подконтрольных СМИ в отношение Навального: с запрета на разрешение даже упоминать о его существовании до превращения его в имя нарицательное может возыметь необходимое действие. Стремление самого Навального пиариться всеми возможными способами также может сыграть с ним дурную шутку, ибо сладок именно запретный плод – навязывание же одного образа с определенной стилистикой может быстро надоесть людям, которые ищут постоянно новых впечатлений и оригинальных мнений. Кажется, именно такие цели преследовали распространители подобных агиток – обернуть оружие своего критика против него самого.

В любом случае, информационные войны за и против Навального в российских социальных сетях еще впереди. Не исключено, что ему могут противопоставить другого популярного оппозиционного блогера, раскрученного в короткие сроки. В какие формы все это выльется в дальнейшем – мы увидим в самое ближайшее время.

Если вам понравилась статья — поделитесь!
Запись опубликована в рубрике Новости и имеет тэги , , , , .

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>