Выборы мэра Москвы – 2013. Образ Сергея Собянина в социальных медиа

Этой публикацией мы начинаем серию аналитических заметок, посвященных формированию и восприятию образов кандидатов на выборах в субъектах Российской Федерации, которые пройдут 8 сентября 2013 года. Цель этих публикаций – стремление продемонстрировать важность профессионального продвижения политиков, участвующих в выборах, в социальных медиа. Как показывают результаты последнего опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, Интернет стал вторым по популярности источником информации о событиях в стране после телевидения: из сети новости узнают 23% россиян, а из телевидения – 60%. По уровню доверия к источнику информации Интернет также занимает второе место (22%) после телевидения (60%). Кроме того, границы интернета и телевидения все более стираются: популярные телеканалы имеют сайты в интернете и активно продвигают свои страницы в социальных сетях, чтобы охватить аудиторию, до которой больше нельзя достучаться старым традиционным способом.

2

Социальные медиа в современных условиях больше не может игнорировать ни один серьезный кандидат, участвующий выборах, если, конечно, ему важны голоса как минимум четверти избирателей (причем наиболее активной и креативной четверти). Игнорирование работы с многомиллионной аудиторией социальных медиа (вКонтакте, Facebook, LiveJournal, Twitter, YouTube и др.) может не просто лишить кандидата поддержки, но и создать ему устойчивый негативный имидж, в которым потом будет сложно что-то сделать продолжительное время.

Пожалуй, самые интересные выборы из тех, что намечены на 8 сентября, пройдут в Москве. Мало того, что Москва – это самый населенный и богатый из всех регионов, она также имеет важное стратегическое значение, как столица: не даром ряд политологов заранее объявили, что это не просто выборы мэра – это своеобразный референдум о доверии нынешнему режиму. Выборы мэра Москвы пройдут впервые после отставки Юрия Лужкова, правившего Москвой на протяжении 18 лет, и в них принимают участие первые лица двух крупных политических партий. А поскольку именно жители Москвы наиболее известны своей активной гражданской позицией, а часто и довольно оппозиционным отношением к власти, то эти выборы имеют все шансы стать главным политическим событием 2013 года. Интерес к ним подогревает и участие в кампании известного несистемного оппозиционера Алексея Навального, сам факт регистрации которого в качестве кандидата мнение, что это будут первые в России по-настоящему конкурентные выборы за последние 10 лет как минимум.

Всего в Мосгоризбирком была подана 41 заявка на участие в избирательной кампании, однако, допущены к выборам были только 6 человек. Итак, попробуем рассмотреть интернет-образы каждого из кандидатов предельно объективно, выявив его сильные и слабые стороны. Сегодня речь пойдет об абсолютном лидере предвыборной гонки – ныне действующем мэре Москвы (с 2010 года) Сергее Собянине (55 лет). Собянин является также одним из руководителей правящей партии “Единая Россия”, но на выборы пошел как самовыдвиженец, поскольку его личный рейтинг намного превышает рейтинг партии. Более того, представителям “Единой России” даже было рекомендовано воздержаться от высказываний о Собянине, чтобы не вызывать лишний раз ассоциации между ним и теряющей популярность партией.

Прежде всего, посмотрим на подсказки Яндекса (регион Москва) при вводе имени кандидата. Эти подсказки позволяют увидеть запросы массового пользователя, заострение их внимания на определенных темах, связанных с конкретным кандидатом. Как видно, пользователей живо интересуют не только предвыборная программа и биография Собянина, но и то, насколько он представлен в Интернете (фото, статья в Википедии, официальный предвыборный сайт).

2

Интерес к семье Собянина может быть вызван, помимо прочего, недавними разоблачениями Навального о якобы незаконной приватизации Собяниным государственной квартиры на свою дочь. Кроме того, пожалуй, самым распространенным негативом при упоминании имени Собянина в социальных сетях, является покрытие Москвы тротуарной плиткой, что связывается интернет-пользователями с бизнесом жены московского градоначальника. Часто в высказываниях на эту темы проскальзывает параллель между Собяниным и прежним мэром Москвы Лужковым, у жены которого был серьезный строительный бизнес, – это хорошо прослеживается в популярном анекдоте: “Лужков уходя сказал Собянину, что под одним из московских тротуаров зарыт клад…”

2

В социальных сетях без труда можно найти сообщения от москвичей такого рода:

2

2

с соответствующими “разоблачающими” демотиваторами

2

и анекдотами

2

Вызывает негатив и отказ Собянина участвовать в дебатах, а также общий недостаток информации, которую приходится искать в Интернете.

2

Отдельная линия – черный пиар на национальности Собянина. В основном для этого используются фотожабы,

2

но тема настолько педалируется и подогревается, что ей посвящены даже целые сообщества

2

Сейчас по запросу “Сергей Собянин” в контакте выдается следующий список сообществ

2

Как видно, все они довольно малочисленны. К тому же одно из них явно создано недоброжелателями Собянина (нарочитое использование символики “Единой России”, провокационные сообщения на стене и т.д.)

2

В числе контактов указана фейковая страница Собянина в контакте:

2

Официальное же сообщество “Общественный штаб в поддержку Сергея Собянина” объединяет менее 1700 человек и практически не влияет на распространение информации о кандидате вглубь аудитории этой социальной сети.

В контакте также существует другая персональная страница Сергея Собянина, также более похожая на фейк, чем на страницу реального Собянина.

2

В любом случае такого рода заброшенная личная страница наносит скорее репутационный вред кандидату, чем какую бы то ни было пользу.

Официального твиттера Собянина не существует, поэтому образовавшаяся пустота была заполнена появлением фейковой страницы Сергей Собянин, на которую подписаны более 22,5 тысяч человек.

2

Этот фейк – образец успешного использования негативных технологий с целью дискредитации кандидата в Интернете. Один из последних твитов липового Собянина ведет к следующей картинке, содержащей компромат на градоначальника (повторение разоблачений Навального)

2

В Facebook можно анализировать лишь характерные посты о Собянине отдельных пользователей. Часто люди жалуются на ночные работы прямо у них под окнами, связанные с темой все той же плитки и проч. Общего негативного отношения к Собянину наблюдать не приходится.

В Живом журнале есть, как минимум, два блога, созданных от имени Сергея Собянина – оба фейковых. Первый аккаунт Сергей Семенович Собянин Мэр Москвы имеет 6 друзей и последний раз обновлялся 7 мая 2013 года. В нем предлагается кальвадос за репост и обсуждается выселение москвичей-пенсионеров в Ярославскую область…

2

Второй блог Собянин Сергей Семёнович. Интернет-приемная мэра Москвы вообще не имеет подписчиков и последний раз обновлялся аж в октябре 2011 года

2

Как видно, он представлял собой трансляцию с ныне неработающего сайта.

Помимо этого в Живом журнале существует и фейковое сообщество Мэр Москвы – Сергей Собянин, также представляющее собой образчик черного пиара. Последняя запись в этом сообществе была оставлена в сентябре 2012 года.

2

Поскольку официальный блог в Живом журнале пресс-служба мэра не ведет, то при запросе “Сергей Собянин” в первую очередь уютная жежешка предлагает посмотреть именно эти три аккаунта…

Наконец, отдельно стоит поговорить о видео с сОбяниным в интернете. На популярном видеохостинге YouTube создан аккаунт Собянин. Человек, который изменил всё. Как следует из описания, этот видеоканал создан в поддержку московского мэра: “Мы поддерживаем Сергея Собянина. Мы не стесняемся поддерживать человека, который сумел все изменить. И мы рады приветствовать вас на нашем видеоканале! Рады вам представить наше первое видео. Подписывайтесь на наш канал!” Единственный размещенный на канале ролик “Собянин. Человек, который изменил всё. Часть 1″ от 7 августа 2013 года уже успели посмотреть более 1 миллиона раз.

Канал на YouTube содержит также ссылку на одноименный паблик в Facebook:
https://www.facebook.com/manchangedeverything
На него подписаны чуть более 500 человек.

В целом, Собянин позиционирует себя ближе к кругу политиков старой закалки, которые предпочитают использовать для общения с населением телевидение и государственные СМИ. Еще одним направлением черного пиара против Собянина в Интернете является попытка столкнуть его с Путиным, муссируя тему раскола элит и то, что Собянин в результате выборов станет единственным легитимно избранным политиком путинского окружения.

Образ Собянина в социальных медиа складывается во многом стихийно или при активном участии его критиков. В основном сторонники Собянина, если и работают в сети Интернет, то скорее не над создание позитивного имиджа их кандидата (исключение – это уже упомянутый проект под весьма спорным названием “Собянин. Человек, который изменил всё”), но над созданием негативного имиджа его конкурентов. Собянин, безусловно, является узнаваемой среди масс фигурой федерального масштаба, но в социальных сетях о нем либо не говорят ничего, либо упоминают чаще всего с той или иной порцией негатива, который, однако, не стоит преувеличивать. Основной негатив в отношение Собянина идет не от обычных людей (если таковой имеет место, то часто фамилия Собянина не звучит или посты о нем адресуются узкому кругу друзей), а от политических противников (разоблачения Навального – самый яркий пример).

Следующий пост про Алексея Навального!

http://blog.greensmm.ru/

 

Если вам понравилась статья — поделитесь!
Запись опубликована в рубрике Новости и имеет тэги , , .

Комментирование закрыто.